Статьи
02.12.2019

Роль творческой игры в коррекционной работе с детьми

Учить играя

Игра – это эффективный приём в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. 

Для ребенка игра считается потребностью, но в основе кроется взрослая жизнь и подражание. Коррекционная игра является лучшим методом в обучении и воспитании.

Для того, чтобы ребенок стал проявлять интерес к чему-то новому, его нужно заинтересовать, привлечь и расположить к непринуждённой обстановке.

Логопед устанавливает психологическую связь с ребенком, поэтому активно прибегает к играм в коррекционной работе.

Какая польза кроется в таком формате логопедической коррекции?

  • Ребенок проявляет свои индивидуальные черты.
  • Формируются организационные навыки, коллективизм, взаимопонимание.
  • Развиваются творческие способности.

Правильно подобранная игра стимулирует внимание ребёнка, снижает физическое напряжение и благоприятно влияет на психическое состояние.

Как организовать коррекционную игровую работу?

Многие родители задаются вопросом, как правильно ввести игры в обучающий процесс?

Важно обратить своё внимание на организационные этапы. В начале плавно подвести ребенка к тому, ради чего тут все собрались, вызвать интерес. Середина игры направлена на усвоение и закрепление темы, а в конце можно поиграть в поисковую команду и обнаружить для себя ещё что-то интересное. 

Всё зависит от самого процесса, события в игре могут развиваться по-разному. Но в любом случае коррекционные игры для детей должны быть доступными и включать в себя разные виды игр.

Виды развивающих игр

Дети не любят принудительное обучение чему-либо, в таком формате занятий результата не будет. Ребенок будет настроен категорично.

Поэтому коррекционная логопедическая работа должна быть незаметной для малыша, но при этом содержать все необходимые обучающие этапы.

В логопедии коррекционные игры применяются в словесной и наглядной формах. Таким образом у ребенка повышается интерес, речь становится активней, улучшается эмоциональный фон.

Существует два вида коррекционной работы в игровой форме: творческие и игры с правилами.

Начнем с творческих.

Творческие игры
Сюжетные и ролевые 

Сюжетная игра состоит из сюжета, содержания и ролей.

Сюжетно-ролевая игра основана на воображении. Ребёнок представляет себе ситуацию и присваивает себе какую-то роль.

Малыш может сам выбрать тематику игры, что скажется на ещё большем интересе.

Такая игра помогает ребенку говорить связно и логически выстраивать цепочку мыслей, произнося её вслух.

Речевые функции стимулируются, а ребёнок начинает ощущать потребности в общении.

В результате коррекционной работы с детьми увеличивается словарный запас, улучшаются диалогические навыки, ребенок без стресса постепенно овладевает языком.

Но стоит учитывать, что такая игра направлена в большей степени именно на структуру речи, а не на понимание значения слов. 

Бывают случаи, когда дети закрепляют неправильное произношение. Поэтому изначально закрепляется правильный навык, а после включается в игру.

 

Режиссёрские 

Сам ребёнок выступает в роли режиссёра. Он сам придумывает сценарий к игре. Это может быть пережитое событие (день рождение. появление братика в семье, посещение доктора и тд).

Главной в игре является речь. Учитывается всё: интонация,  ритмичность, громкость, подражание, индивидуальные особенности речи того или иного персонажа.

 

Игры со строительным инвентарем 

Такой вид игры может использоваться параллельно с другими, дополняя их. 

Ребёнок созидает, улучшается сенсорное восприятие, развиваются речевые навыки и стабилизируется психо-эмоциональный фон.

 

Театрализованные 

Задача ребенка – перевоплотиться в героя из произведения.

Здесь подключаются все изобразительные средства: мимика, жестикуляция, движения телом, речевая интонация и выражение, произношение звуков.

Логопед помогает более точно передать все черты персонажа и направляет в ходе работы.

К таким играм также относятся настольные театры с кукольными героями, подключается физическая активность.

Театрализованные игры помогают развить художественную выразительную речь.

 

Игры с правилами
Подвижные 

Игры уже с сформированным содержанием и правилами, которые используются в обязательном порядке.

Игры могут быть с маленькой, средней и высокой подвижностью.

Ребёнок прыгает, бегает, играет с предметами (мяч, ленты, обручи и тд).

В подвижных играх часто используются сюжетные постановки, например, “Кошки-мышки”.

Во время активных игр поёт песни, рассказывает стихотворения, потешки, считалки, имитация звуков природы, зверей, птиц и тд.

С помощью таких игр происходит обогащение словарного запаса и произношение звуков.

 

Дидактические 

Такие игры развивают четкость произношения звуков, фраз, слов, предложений. Проводится работа с темпом речи, скоростью и громкостью.

Дидактические игры делятся на:

  • Игры с предметами. В ходе работы с предметами ребёнок узнаёт о его качествах и свойствах: форма, цвет, размер и тд.
  • Настольно-печатные. Лото, домино, игры с одинаковыми картинками, соединение различных предметов (разрезанные картинки) и тд.
  • Игры со словами. Сам процесс направлен не на пополнение словарного запаса, а использование уже имеющихся слов в запасе, с целью улучшения произношения звуков. Суть в закреплении имеющейся словарной базы..

 

Цель коррекционной работы

Вот список тех направлений, на которые положительно влияют развивающие игры с логопедом:

  • Речевое дыхание.
  • Произношение звуков и артикуляция.
  • Фонематический слух и анализ.
  • Слоговый анализ и синтез.
  • Словарный запас.
  • Связность и эмоциональность речи.
  • Мелкая моторика.
  • Зрительное восприятие.
  • Ориентация в пространстве и времени.

Рекомендации для проведения игр

Перед началом занятия все речевые органы подготавливаются к работе: восприятие и правильное произношение.

Изначально проводятся игры на развитие слухового внимания, затем на развитие речевого слуха, а после развивается фонематический слух.

Целью коррекционной игры является овладение правильными навыками речи. А для того, чтобы занятие было продуктивным, важно соблюдать некоторые рекомендации.

  • По времени игра не длится больше 10 минут. Зависит от возраста ребенка (у всех детей индивидуально).
  • Ритм игры должен быть размеренным, суета ни к чему.
  • Процесс должен быть активным, живым. Ребёнок должен хотеть продолжения.
  • Возможно (но не всегда) уместными будут соревновательные моменты, опять же, смотри на реакцию малыша.
  • Если ребёнок побеждает в игре, следует это словесно выделить.
  • Игра должна мотивировать на активную словесную деятельность.

Во время всего занятия логопед-педагог контролирует речь, исправляет и отрабатывает все допущенные ребёнком ошибки.

Коррекционные игры для детей имеют намного большее значение, чем просто развлечение. Старайтесь качественно и с пользой проводить время с ребёнком.

Последние статьи
14.11.2016
Как вылечить задержку развития речи у ребенка 2-5 лет?
Задержка развития речи у детей (ЗРР) ставится малышам в разном возрасте. Если отклонение есть, то чем раньше это произойдет - тем скорее будут предприняты шаги для устранения  ЗРР....
Подробнее
21.02.2017
Что такое Дислексия и как лечить заболевание?
Дислекция является избирательным нарушением способности чтения. Однако на сегодняшний день существуют методы, с помощью которых может быть проведена коррекция дислексии. Данное явл...
Подробнее
Комментарии