Статьи
01.04.2020

Развитие навыка слогового анализа и синтеза

Слоговый анализ и синтез – это

Под понятием слоговый анализ подразумевается умение разделять слова на слоги, определять количество слогов и их правильный порядок.

А звуковым синтезом называется процесс соединения звуков в определённое слово.

Без освоения этих двух процессов чтение и письменная речь будут развиваться неправильно, так как это основа.

Во время чтения, сами не замечая того, мы синтезируем (соединяем) буквы, в результате чего образуется порядок звуков (слова).

Если мы хотим найти ошибку в слове, мы проводим слоговый анализ (разделяем). Можно сделать вывод, что анализ и синтез представляют из себя ряд действий, без которых невозможно устное и письменное развитие речи.

Часто к нам приходят детки, у которых нарушен звуковой анализ или синтез..

В первом случае ребёнок не воспринимает слово с фонетической стороны, то есть он не понимает, как разделить слово на звуки речи и на слоги.

Во втором случае с нарушением синтеза возникают проблемы с закономерным соединением звуков в единое слово.

Речевые нарушения

На фоне нарушения языкового анализа и синтеза начинает развиваться дисграфия.

Дисграфия – это нарушение письменной речи, которая проявляется в замене и пропуске букв, слогов и даже слов. То есть ребёнок совершает непонятные ошибки, которые не связаны с изучение правил орфографии.

Вот ряд характерных ошибок, которые говорят о нарушении анализа и синтеза:

  • Ребёнок пропускает согласные и гласные.
  • Происходит перестановка звуков.
  • Появляются новые буквы.
  • Слоги меняются местами, пропускаются и добавляются новые.
  • Всё предложение или несколько слов пишутся слитно.
  • Раздельно пишутся приставка и корень слова.

На что следует обратить внимание: подобные ошибки имеют не единичный характер, а постоянный.

Как развивать анализ и синтез?

Для развития анализа и синтеза необходимы упражнения по коррекции нарушений письменной речи (дисграфии), которая обусловлена нарушенным звуковым анализом.

Если вовремя обнаружить проблему и начать заниматься, то у ребёнка есть все шансы полностью освоить слоговый анализ и синтез. Но для этого необходима правильно составленная программа коррекции.

Развитие слогового анализа и синтеза строится поэтапно и работает по возрастающему принципу от лёгкого к сложному.

I этап: формирование звуко-слогового анализа.Изучаются  гласные звуки. Применяется система символов, где символ может напоминать очертания губ во время произношения того или иного звука.

Символы лучше запоминаются ребёнком, поэтому обучение проходит легче.

Детям с ОНР во время занятий необходима опора на зрительные и слуховые анализаторы.

II этап: отработка звуков в речи.Во время произношения ребёнок учится выделять один звук из ряда других в слове.

Определять, в какой части слова находится согласный, в начале, середине слова или в конце.

Выполняются упражнения с цветными карточками или фишками, где цвет определяет гласность/согласность звука, его мягкость и твёрдость.

III этап: упражения с переносом на слуховое и произносительное представление.Ребёнок учиться полному звуковому анализу слов, выполняет упражнения на отличие изученных звуков, выделяет звуки в составе односложных слов (мак), двусложных (рука) и трёхсложных (машина).

Определяет количество звуков в слове, находит определённые звуки в начале/середине/конце слова и определяет последовательность звуков.

 

Упражнения на развитие слогового анализа и синтеза

Упражнения, о которых я расскажу ниже полезны не только детям для коррекции нарушения письменной речи, но и детям нормативным развитием (без отставаний).

Развитие письменной речи напрямую зависит от того, насколько качественно были проведены работы над развитием слогового анализа и синтеза.

Чтобы замотивировать ребёнка к занятиям, можно использовать материал с иллюстрациями и конечно чередовать (сделать разнообразнее) сами занятия.

Вот несколько упражнений:

  • Прятки.

Взрослый показывает ребёнку несколько карточек с изображениями и называет слова. Затем карточки убираются, а ребёнок должен назвать слова, в которых определённое количество слогов.

  • Заколдованные слова.

Из карточек со слогами или буквами выкладывается слово, но все слоги (буквы) перемешались. Слово нужно “расколдовать”, прочитав его. Также можно добавить лишний слог или букву.

  • Ласковые слова.

Нужно из односложного слова сделать двусложное. Например, “кот-котик”, “дом-домик”, “мост-мостик” и тд.

  • Кубик.

Взрослый раскладывает карточки со словами, ребёнок кидает игровой кубик (с цифрами). Нужно выбрать то слово, которое соответствует выпавшему числу на кубике.

  • Соедини слоги.

Раскладываются карточки со слогами, из которых ребёнок должен составить как можно больше слов.

  • Найди игрушку.

Взрослый раскладывает карточки с числом, которое означает количество слогов. Задача ребёнка выбрать карточку и найти игрушку, название которой будет соответствовать количеству слогов на карточке.

  • Интересный диктант.

Взрослый читает слова, а ребёнок должен записать только гласные в правильной последовательности.

Все занятия необходимо проводить в игровой форме, такой подход поможет ребёнку лучше справиться с заданиями.

Для того, чтобы слоговый анализ и синтез воспринимался ребёнком правильно, важно включать в занятия упражнения на развитие фонематического слуха, внимания и логики.

Последние статьи
14.11.2016
Как вылечить задержку развития речи у ребенка 2-5 лет?
Задержка развития речи у детей (ЗРР) ставится малышам в разном возрасте. Если отклонение есть, то чем раньше это произойдет - тем скорее будут предприняты шаги для устранения  ЗРР....
Подробнее
21.02.2017
Что такое Дислексия и как лечить заболевание?
Дислекция является избирательным нарушением способности чтения. Однако на сегодняшний день существуют методы, с помощью которых может быть проведена коррекция дислексии. Данное явл...
Подробнее
Комментарии