Статьи
01.11.2019

Постановка звуков посредством развития мелкой моторики

Связь мелкой моторики и речи

Мелкая моторика – это комплекс согласованных между собой движений, которые направлены на выполнение определенных мелких манипуляций кистями и пальцами конечностей.

К мелкой моторике относятся такие движения, как жестикуляция и захват предметов (больших и маленьких).

Значение развития и формирования мелкой моторики достаточно велико. Ученые выявили, что существует прямая связь с развитием речевых функций. Как же так происходит?

Наш головной мозг, а точнее его центры, отвечают за определенные процессы, которые мы совершаем. Центры, отвечающие за речевое развитие ребенка и моторику находятся в максимальной близи друг от друга и поэтому беспрерывно контактируют. 

Когда ребенок занимается, например, рисованием, он развивает мелкую моторику, а вместе с ней активизируются близлежащие области мозга. Также благоприятному влиянию подвержено интеллектуальное развитие ребенка.

Когда развиты оба центра – отвечающий за моторику и речь, ребенку намного проще дается общение с окружающими, он быстрее идет на контакт.

Отсюда следует, что из-за неразвитых функций мелкой моторики у малыша могут быть проблемы с речью.

Из этой статьи вы узнаете, как можно определить, насколько развита мелкая моторика и какие упражнения следует выполнять для правильного развития.

Методы определения сформированности мелкой моторики

Для определения нужно поиграть с ребенком в игры, которые помогут разобраться в этом вопросе.

Ребенок может в игровой форме собрать пирамидку или матрешку, завязать или развязать ленточку, нанизывать на нить бусинки, застегнуть расстегнуть пуговицы верхней одежды.

В процессе обязательно ответьте на 3 вопроса:

  • Как быстро ребенок справляется с поставленной задачей?
  • Какое напряжение идет на кисти и пальцы?
  • Насколько правильно выполняются задачи?

Если задачи выполнены без особых трудностей, значит мелкая моторика развита хорошо.

Но если вы заметили в процессе, что пальцы малоподвижны, то это является признаком плохо развитой мелкой моторики. В таком случае необходимо как можно больше уделять времени на занятия по развитию этой функции.

Степень развитости можно также определить с помощью выполнения ряда упражнений.

Игра с мячом 

Необходим мячик диаметром около 10 см (можно взять теннисный мяч). Ребенок должен стараться поймать мяч с расстояния 1 метр.

Бросать мяч можно индивидуально или с парой.

Мелкая моторика и координация движений развита, если за 30 секунд ребенок мог поймать 24 мяча.

Главное в упражнении – правильность выполнения, а уже потом скорость.

Заниматься можно в домашних условиях.

 

Катание мяча 

Берем теннисный мяч и начинаем его катать в следующей последовательности:

  • Катаем по кругу только подушечками пальцев и произносим звук “О”.
  • Катаем мяч вперед-назад и произносим звук “Р”.
  • Сжимаем в руках мяч и произносим звук “М”.
  • Катаем мяч с одной руки в другую, повторяя звук “П”.

Обратите внимание на то, как ребенок справляется с заданием

 

В процессе выполнения упражнений ребенок должен быть готов, заинтересован и увлечен. 

Если у ребенка нет желания выполнять упражнения, попробуйте его расшевелить. Предложите покидать мячик вверх или ударить мяч об пол и сделать прыжок. Когда появится интерес, переходите к основным занятиям.

Упражнения на развитие мелкой моторики и постановке звуков

Упражнения с мячом в среднем длятся 15-20 минут и состоят из подготовительной и основной части. 

Подготовительная часть Основная часть
 

Уходит примерно 3-5 минут. Малыш совершает знакомые движения, а специалист оценивает уровень выполнения и при необходимости может усложнить задачу.

 

Специалист дает новые задачи с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Какие же следует выполнять упражнения, которые будут совмещать в себе занятия по развитию мелкой моторики и занятия по постановке звуков?

Опять же вернемся к упражнениям с мячом. Их можно выполнять в любом положении: сидя, стоя, лежа.

Внимательно следите за дыханием малыша во время выполнения упражнений. При совершении активных и трудных движений дыхание может учащаться или наоборот задерживаться. Как итог – чрезмерное утомление.

Знакомимся с упражнениями:

  • Руки опущены, держим мяч. Одновременно выдыхаем, поднимаемся на носочки и тянемся ручками вверх, произносим “УХ”.

 

  • Мяч прижимаем к груди двумя руками, при сжатии мяча произносим “П”.

 

  • Мячик зажимаем между ладонями, чуть-чуть присаживаемся и катаем мяч. При этом малыш произносит гласные звуки “О”, “А”, “У”, “И” и тд.

 

  • Мяч кладем на пол или на стол. Ребром ладони начинаем катать вперед/назад и проговаривать звук “Р”.

 

  • Держим мяч, начинаем его обхватывать правой и левой рукой и проговаривать “АБ”, “АП”, “АК”, “АМ” и тд.

 

  • Мяч кладем на пол или стол, дотрагиваясь до мяча каждым пальцем поочередно проговариваем “ДА”, “МА”, “БА”, “КА” и тд.

 

  • Оставляем мяч на столе, малыш постукивает по мячу и произносит “ТУК-ТУК”.

 

  • Малыш перекладывает мяч то в одну руку, то в другую, при этом проговаривая “П”, “Б”, “Ч”, “Ш”. Звуки следует произносить на выдохе.

Такую программу упражнений можно проводить индивидуально либо в формате группового занятия. Важно, чтобы специалист успевал поправлять ошибки ребенка, отслеживал правильность выполнения движений и произношения звуков.

Но не стоит надеяться лишь на работу логопеда. Родители также активно должны принимать участие в развитии моторики и постановке звуков. Логопед всегда даст указания, как правильно выполнять домашнее задание и какие ошибки надо избегать.

Профилактика дома

Обратите внимание на то, с какими игрушками играет малыш. Для того, чтобы мелкая моторика развивалась, приобретайте правильные игрушки..

Какие игрушки следует покупать:

  • Игрушки с мелкими деталями.
  • Игрушки со шнуровкой и сквозными отверстиями (чтобы просовывать шнурок).
  • Пазлы и мозаики.
  • Конструктор.
  • Набор для лепки (пластилин).
  • Набор для рисования.

Также можно играть с ребенком в пальчиковые игры для развития мелкой моторики.

Такие игры способны развить ловкость и точность движений, а также положительно влияют на мышление, внимание, память, у ребенка постепенно вырабатывается усидчивость. 

Как видите, занятия на развитие мелкой моторики несут огромную пользу для общего развития жизненных функций организма.

Связь между речью и движениями тесная. Развивайте детей, покупайте правильные игрушки и консультируйтесь со специалистами. 

Подробную информацию об этапах постановки звуков вы узнаете на нашем сайте из статьи “Методы постановки звуков с логопедом”.

 

Последние статьи
14.11.2016
Как вылечить задержку развития речи у ребенка 2-5 лет?
Задержка развития речи у детей (ЗРР) ставится малышам в разном возрасте. Если отклонение есть, то чем раньше это произойдет - тем скорее будут предприняты шаги для устранения  ЗРР....
Подробнее
21.02.2017
Что такое Дислексия и как лечить заболевание?
Дислекция является избирательным нарушением способности чтения. Однако на сегодняшний день существуют методы, с помощью которых может быть проведена коррекция дислексии. Данное явл...
Подробнее
Комментарии