Статьи
29.06.2020

Постановка звуков посредством развития мелкой моторики

Данные, которые мы получаем в литературе по вопросам развития малыша, подтверждают сложную взаимосвязь между двигательной системой, речью и языком. Например, различные нарушения речи коррелируют с плохой мелкой моторикой. Дети с дефицитом артикуляции речи, такие как фонологическое расстройство или диспраксия развития, часто испытывают дефицит ловкости рук. Это свидетельствует о едином механизме, лежащем в основе как тонкой моторной функции, так и речи. 

Можно утверждать, что речь является наиболее сложным двигательным действием человека, включающим манипуляцию около 100 голосовых и дыхательных мышц. 

Почему важно развитие мелкой моторики? Маленькие руки должны развивать ловкость и силу. Мы, как родители или специалисты, можем помочь этому процессу, поощряя детей играть, исследовать и взаимодействовать с различными предметами. Игрушки, застежки для одежды, безопасные ножницы и игровое тесто – все это тактильные примеры упражнений, способствующих развитию мелкой моторики. Даже выполнение на кухне соответствующих возрасту задач – отличный способ помочь развить мелкую моторику. Эти виды «игровых» действий и навыки манипулирования,  помогут подготовить ребенка держать карандаш и использовать его. Способность сделать – это  первый шаг в обучении раскрашивать, рисовать и, в конечном итоге, писать. 

Мелкая моторика  включает в себя мышцы пальцев, кистей рук и запястий , в меньшей степени, пальцы ног, ступни и лодыжки. Координация рук, глаз и мозга представляет собой  эти навыки более сложными, чем, например, обучение ползанию. Развитие  происходит непрерывно, часто на протяжении всей нашей жизни. 

Способности постепенно развиваются благодаря опыту и воздействию различных игрушек, материалов и даже продуктов питания. 

Вот несколько упражнений на развитие мелкой моторики детей младшего возраста которые можно попробовать именно с вашим ребенком. Ведь чем раньше мы начнем, тем быстрее пойдет процесс и умственного развития ребёнка.  

Кормление пальцами 

Давайте ребенку, как можно дольше, собирать еду пальцами, помогая этим самым развить пинцетный захват (большой и указательный пальцы вместе). Пинцетный захват является необходимым условием для удержания карандаша. 

Игра с мелкими предметами 

Малышей нужно поощрять складывать блоки, нанизывать бусины, использовать цельные пазлы и играть с поп-бусами. но будьте внимательны, дети не должны оставаться одни, играя с бисером, так как он может стать причиной удушья. 

Игра с  тестом 

Один из лучших способов повысить прочность рук – это играть с игровым тестом, игровой пеной или аналогичным нетоксичным и податливым веществом. Также можно играть и с настоящим тестом: тянуть, мять, рвать, катать по поверхности, катать между ладонями. 

Живопись пальцем 

Обязательно поощряйте рисование пальцем, либо краской, пудингом или кремом для бритья. 

Загадки 

Простые головоломки могут помочь детям научиться манипулировать объектами путем поворота, размещения и переворачивания предметов. 

Двуручные задания 

Любая деятельность, которая побуждает вашего ребенка координировать обе руки вместе, является отличным инструментом для развития. Примером является раскатывание шарика из игрового теста в длинную «змею» двумя руками, а затем разрезание его пластиковым ножом. 

Застегивание 

Практика застегивания и расстегивания, застежки-молнии, зацепления застежек или вязки помогает укрепить силу и ловкость. В большинстве магазинов игрушек имеются большие доски для занятий, которые помогают облегчить эту деятельность. 

Игра с прищепками 

Пусть ваш ребенок повесит картинки, раскраски или одежду на бельевой веревке с подпружиненными прищепками. Эта игра очень понравится ребенку. 

Использование кухонных щипцов или пинцетов 

Создайте игру для детей, используя маленькую пару кухонных щипцов или пинцетов, чтобы собирать в миску небольшие предметы (можно и пищу), такие как виноград, макаронные изделия и пуговицы, монеты. 

Раскраска 

Когда ребенок проявит интерес к рисованию, обязательно предоставьте ему маленькие карандаши, которые подходят ее маленьким ручкам. Попробуйте разные виды рисования и различные средства, такие как мелки, краски для пальцев, кисти или уголь, чтобы заинтересовать их и укрепить координацию рук и глаз вашего ребенка. Рисование кистью помогает детям научиться держать кисть и получить больше контроля, используя предметы в своих руках. Краска по номерам может быть отличной формой рисования кистью для маленьких детей. 

Резка ножницами 

Использование ножниц – отличный способ укрепить мелкую моторику, а также улучшить. Вы можете рисовать фигуры для вашего ребенка, а он будет вырезать. Сделайте несколько бумажных снежинок. Можно  дать нарезать тесто. Изначально убедитесь, что вы используете соответствующие возрасту ножницы. 

Игра во время купания 

Во время купания используйте любые ёмкости, чтобы наполнить и вылить: губки или скрипучие резиновые игрушки, чтобы сжать. Воду, которая попадет на пол, можно всегда вытереть, а сколько удовольствия доставят ребенку игры в воде. 

Постановка звуков посредством развития мелкой моторики

Ищите в течение дня возможности для своего ребенка манипулировать небольшими предметами, толкать, тянуть руками и пальцами и практиковать небольшие движения. 

Как говорилось выше, упражнения на развитие мелкой моторики влияет на умственное развитие ребенка. Улучшает когнитивные способности – мышление, внимание, память. 

Упражнения на развитие мелкой моторики, оказывают благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом одновременно происходит возбуждение в центрах речи).  

Простые движения рук снимают напряжение и усталость не только в руках, но и на губах. Они могут улучшить произношение многих звуков, что означает развитие детских слов. 

Приведу несколько упражнений, они могут использоваться  при индивидуальных, а некоторые и при подгрупповых занятиях. 

Во время этапа овладения артикуляционной гимнастикой, ребенка следует приучить и к двигательным ручным позам, соответствующих каждому гласному звуку. 

Окошко – (звук А) показывается  открытая ладонь 

Трубочка – (звук У) пальцы собираются в щепотку , но не смыкаются 

Хоботок – (звук О) расположение похоже на звук У, но пальцы расположены шире 

Заборчик – (звук И) сжать ладонь в кулак, ногти должны быть видны, а большой палец прижат 

При постановке звука Э – ладонь округлить, будто мы сжимаем мяч 

В дальнейшем, когда будет проводиться работа над слоговой структурой слова, смена этих самых ручных поз гласных,облегчит ребенку переключаемость со слога на слог. 

“Змейка и улитка” – на твердую поверхность наклеиваем шнурки или нитки для вязания в  виде улитки и в виде змейки. Ребенку необходимо проводить пальчиком по нитке и произносить изолированный звук. 

“Пальцеход” – одновременно ребенок проговаривает слоги и наступает пальцами на пуговицы, которые нашиты на плотную ткань. 

“Пальчики здороваются” – также одновременно ребенок произносит слоги и соприкасается пальчиками 

“Игра с пальцами” – межпальцевые складки постепенно растягиваем, отводим палец в сторону и произносим эмоционально вместе с ребенком “опа!”, “ох!”. Фаланги пальцев сгибаем и разгибаем произнося “ку-ку!” 

Много приёмов воспроизведения звуков, слогов с применением мелкой моторики: ребенок проговаривает слова по слогам и каждый слог сопровождает разным движением рук (хлопок, удар по столу); сдавливание пальцев на каждый слог; надевание и снимание колечек “Су-джок”; выкладывание “дорожек”, “заборчиков” с одновременным проговариванием слогов (использовать для выкладывания можно камушки, ракушки, ватные палочки); прикрепление бельевых прищепок к картону или  бельевой веревке и т.д.  

Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений и при этом идет улучшение координации артикуляционного аппарата и заметное сокращение сроков постановки звуков. 

ПРИМЕРЫ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ, КОТОРЫЕ ТРЕБУЮТ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ЧТО ОНИ ВКЛЮЧАЮТ 

Застежки для одежды – кнопки, которые должны входить в петли, молнии, застежки, галстуки, воротники на пуговицах и шнурки. 

Использование посуды – нож, вилка или ложка. 

Открытие и закрытие пищевых контейнеров – винтовые крышки, пластиковые остатки контейнеров и коробки. 

Скручивание дверных ручек – замки, скользящие цепи и ключи. 

Личная гигиена – чистка зубов, укладка волос, нанесение макияжа, купание, принятие душа и посещение туалета. 

Почерк – держать ручку или карандаш, печатные или рукописные шрифты. 

Рукоделие – вышивание, вязание, поддержание правильного натяжения нити / пряжи. 

Видеоигры – листание джойстика, быстрое нажатие клавиш, одновременное наблюдение за экраном и управление контроллером. 

Управление другим электронным оборудованием – с помощью клавиатуры, сенсорной панели телефона. 

Музыкальные инструменты  – координация обеих рук для игры на инструменте, размещение пальцев в нужных местах  на струнах. 

Дети демонстрируют прекрасную координацию движений и навыки, которые сопровождают их по мере взросления и развития. 

Моторные навыки жизненно важны для выполнения повседневных дел, таких как застегивание рубашки, использование посуды для еды, завязывание шнурков, резка ножницами и письмо. Будучи взрослыми, мы так часто используем мелкую моторику в повседневной жизни, что не задумываемся, что задача, которую мы выполняем, требует определенного набора навыков и использование определенных мышц. 

Последние статьи
14.11.2016
Как вылечить задержку развития речи у ребенка 2-5 лет?
Задержка развития речи у детей (ЗРР) ставится малышам в разном возрасте. Если отклонение есть, то чем раньше это произойдет - тем скорее будут предприняты шаги для устранения  ЗРР....
Подробнее
21.02.2017
Что такое Дислексия и как лечить заболевание?
Дислекция является избирательным нарушением способности чтения. Однако на сегодняшний день существуют методы, с помощью которых может быть проведена коррекция дислексии. Данное явл...
Подробнее
Комментарии