Поликодовые тексты представляют собой зашифрованные различными средствами сообщения. Кодовые знаки могут быть вербальными и невербальными, например, реальные объекты, модели, картинки, фотографии, схемы, а также мимика и жесты.
Поликодовые, их еще называют “креолизованные” тексты могут выполнять следующие функции:
Варианты использования поликодовых текстов разнообразны и зависят, прежде всего, от возраста обучающихся. Так, например, для дошкольников в большей мере используются картинки, которые сопровождают устное сообщение. Для школьников же более продуктивны различные комбинации изображений, текста, подписей, комментариев и т.д.
Достоинства поликодовых текстов:
Одним из распространенных примеров поликодовых текстов являются комиксы или рассказы в картинках. По своим характеристикам он приближен к вербальным текстам, однако они могут исключать вербализацию полностью, то есть быть «немыми». Опираясь на подсказки, заложенные в комиксе, отрабатываются зрительно-моторные координации, ориентировки на листе бумаги и эпизодах – что оказывает влияние на развития навыков чтения традиционных текстов. С помощью комиксов можно завлечь внимание детей к внешнему образу героев, то есть описать их, дать характеристику их поступкам. Подобный прием вызывает интерес в обучении детей связной речи, а значит эффективность работы будет повышена.
У педагогов существуют множество приемов обучения детей связной речи. Прием — это, как известно, элемент метода. В данный момент методика развития связной речи не имеет стойкой классификации приемов.
Рекомендуется использовать следующие приемы в педагогической деятельности:
Детям может быть трудно разработать правильную и красивую речь, даже если им нужно только пересказать текст, хоть и пересказ считается самой простой формой согласованности. Их отвлекают незначительные детали, которые могут сбить с толку в серии событий.
Задача взрослых — научить детей выделять самые важные вещи в истории, последовательно давать ключевые действия.
Связная речь это построение связных высказываний, различного рода рассуждения, повествования; способность структурировать текст, развить действие над серией картин, правильно объединить части утверждения в различных способах коммуникации.
Решить данную задачу можно развитием двух форм языка — диалогического и монологического.
В разработке языка диалога внимание уделяется вопросам, ответам, объяснениям. Можно использовать дискуссии на различные темы, например, то что связано с семьей, с детским садом. В этом же диалоге ребенок учится слушать собеседника, учится задавать вопросы и отвечать. Отсюда формируются элементарные знания о структуре текста — начало, середина, конец; взаимосвязи между предложениями и структурными высказываниями, что является предпосылкой для связной речи.
Для повышения эффективности развития связной речи у детей, специалисты должны активно использовать метод сказочной терапии. Чтобы развить разговорный язык детей, для пересказа историй, детям следует предложить рассмотреть коллаж сказки, затем в упрощенном виде составить пересказ, а затем с усложнениями (использование, например, прилагательных). Используя эту технологию, дети без труда воспроизводят произведения. Сказочный терапевтический эффект в классе достигается путем объединения трех компонентов сказочной картины, атмосфера сказки: музыкальная картина сказки, картина комнаты сказки (световые эффекты), фактическое рассказывание историй и демонстрация сказочных персонажей, достигнутых в настольном театре.
В планировании развития диалогического языка учитывается: рассматривание картин и иллюстраций, знакомство с окружающей средой и знакомство с природой. Диалог включает в себя ролевые игры, языковые игры, театрализованные игры и мероприятия, и задания в области культуры общения.
Довольно результативна роль работы с произведениями искусства в разработке связного языкового качества. Поскольку на формирование эстетического восприятия живописи влияет использование художественных средств выражения в различных типах высказываний — описание, повествование, рассуждение. Возможность связать картинку доступным способом и донести содержание картинки до детей является необходимым качеством речи специалиста.
Сказка является мощным инструментом языкового, когнитивного, художественного и эстетического развития ребенка. Сказка помогает детям понять, что такое хорошо и что плохо, смелость и трусость, милосердие и жестокость, выносливость и слабость. Дети легко узнают сказки по персонажам, отрывкам и иллюстрациям.