Статьи
01.07.2020

Поликодовые тексты в современных логопедических технологиях обучения детей связной речи

Поликодовые тексты представляют собой зашифрованные различными средствами сообщения. Кодовые знаки могут быть вербальными и невербальными, например, реальные объекты, модели, картинки, фотографии, схемы, а также мимика и жесты.

Поликодовые, их еще называют “креолизованные” тексты могут выполнять следующие функции:  

  • Аттрактивная, то есть привлечение внимания к восприятию текста;
  • Информативная – возможность передавать или создавать информацию;
  • Иллюстративная – возможность визуализации вербальной информации;
  • Волюнтативная – позволяет управлять познавательной деятельностью обучающегося;
  • Экспрессивная, то есть эмоциональное воздействие на адресата;
  • Эстетическая – воздействие на эстетические чувства слушателя и другие. 

Варианты использования поликодовых текстов разнообразны и зависят, прежде всего, от возраста обучающихся. Так, например, для дошкольников в большей мере используются картинки, которые сопровождают устное сообщение. Для школьников же более продуктивны различные комбинации изображений, текста, подписей, комментариев и т.д. 

Достоинства поликодовых текстов:  

  • Возможность опоры не только на сам объект, но и на его условный образ или модель в виде изображения, схемы, таблицы и т. п. 
  • Вариативность, которая позволяет использовать их на различных возрастных этапах.  Удобство в применении.

Одним из распространенных примеров поликодовых текстов являются комиксы ил рассказы в картинках. По своим характеристикам он приближен к вербальным текстам, однако они могут исключать вербализацию полностью, то есть «немыми». Опираясь на подсказки, заложенные в комиксе, отрабатываются зрительно-моторные координации, ориентировки на листе бумаги и эпизодах – что оказывает влияние на развития навыков чтения традиционных текстов. С помощью комиксов можно завлечь внимание детей к внешнему образу героев, то есть описать их, дать характеристику их поступкам. Подобный прием вызывает интерес в обучении детей связной речи и значит эффективность работы будет повышена.

Поликодовые тексты в современных логопедических технологиях обучения детей связной речи

У педагогов существуют множество приемов обучения детей связной речи. Прием – это, как известно, элемент метода. В данный момент методика развития связной речи не имеет стойкой классификации приемов.

Рекомендуется использовать следующие приемы в педагогической деятельности:

  • наглядность – разглядывание картин, предметов (помогают выявить важные признаки, действия);
  • рассказывание историй (дробное, параллельное, сопряженное); 
  • словесные методы, пересказ, высказывания, беседа, монолог; диалоговая речь, сюжетно ролевая игра и т.д.

Детям может быть трудно разработать правильную и красивую речь, даже если им нужно только пересказать текст, хотя пересказ считается самой простой формой согласованности. Их отвлекают незначительные детали, которые могут сбить с толку в серии событий.

Задача взрослых – научить детей выделять самые важные вещи в истории, последовательно давать ключевые действия.

Связная речь это построение связных высказываний, различного рода рассуждения, повествования; способность структурировать текст, развить действие над серией картин, правильно объединить части утверждения в различных способах коммуникации.

Решить данную задачу можно развитием двух форм языка – диалогического и монологического. 

В разработке языка диалога внимание уделяется вопросам, ответам, объяснениям. Можно использовать дискуссии на различные темы, например, то что связано с семьей, с детским садом. В этом же диалоге ребенок учится слушать собеседника, учится задавать вопросы и отвечать. Отсюда формируются элементарные знания о структуре текста – начало, середина, конец; взаимосвязи между предложениями и структурными высказываниями, что является предпосылкой для связной речи.

Для повышения эффективности развития связной речи у детей, специалисты должны активно использовать метод сказочной терапии. Чтобы развить разговорный язык детей, для пересказа историй, детям следует предложить рассмотреть коллаж сказки, затем в упрощенном виде составить пересказ, а затем с усложнениями (использование, например, прилагательных). Используя эту технологию, дети без труда воспроизводят произведения. Сказочный терапевтический эффект в классе достигается путем объединения трех компонентов сказочной картины, атмосфера сказки: музыкальная картина сказки, картина комнаты сказки (световые эффекты), фактическое рассказывание историй и демонстрация сказочных персонажей, достигнутых в настольном театре. 

В планировании развития диалогического языка учитывается: рассматривание картин и иллюстраций, знакомство с окружающей средой и знакомство с природой. Диалог включает в себя ролевые игры, языковые игры, театрализованные игры и мероприятия, и задания в области культуры общения.

Довольно результативна роль работы с произведениями искусства в разработке связного языкового качества. Поскольку на формирование эстетического восприятия живописи влияет использование художественных средств выражения в различных типах высказываний – описание, повествование, рассуждение. Возможность связать картинку доступным способом и донести содержание картинки до детей является необходимым качеством речи специалиста.

Сказка является мощным инструментом языкового, когнитивного, художественного и эстетического развития ребенка. Сказка помогает детям понять, что такое хорошо и что плохо, смелость и трусость, милосердие и жестокость, выносливость и трусость. Дети легко узнают сказки по персонажам, отрывкам и иллюстрациям.

Последние статьи
14.11.2016
Как вылечить задержку развития речи у ребенка 2-5 лет?
Задержка развития речи у детей (ЗРР) ставится малышам в разном возрасте. Если отклонение есть, то чем раньше это произойдет - тем скорее будут предприняты шаги для устранения  ЗРР....
Подробнее
21.02.2017
Что такое Дислексия и как лечить заболевание?
Дислекция является избирательным нарушением способности чтения. Однако на сегодняшний день существуют методы, с помощью которых может быть проведена коррекция дислексии. Данное явл...
Подробнее
Комментарии