Статьи
27.06.2020

Особенности развития речи при слепоте

В ходе жизни ребенку необходимо общение и для этого он постепенно овладевает навыками речи. Для полноценного ее формирования необходимы две составляющие:

  • языковая (развитие фонематического слуха, словарный запас, построение предложений);
  • неязыковая (артикуляция).

Речь напрямую не зависима от зрения. Поэтому логика возникновения речи у невидящих детей совпадает с видящими детьми. Но всё же велико влияние на появление неязыковых навыков. Особенности проявляются в усвоении средств языка, невербальных движений, мимики. По другому происходит сопоставление слова и представления. Отстает наполнение словарного лексикона и чувство языка.

Артикуляционная сторона речи развивается через копирование речи окружающих. И в связи с этим у незрячих деток артикуляция звуков заметно страдает. Это происходит из-за того, что ребёнок не может увидеть артикуляционные движения говорящих с ним людей. Речь становится невнятной и распространёнными являются следующие недостатки произношения:

Название дефекта произношенияОписание дефектаДефектный звук
РотацизмКартавость, неправильное произношение звуковр, рь
ЛамбдацизмНеверная артикуляция звуковл, ль
СигматизмНеверная артикуляция свистящих и шипящих звуковс. з, ш. щ, ж, ч

Также могут быть нарушены звуки д, т и другие.

Формирование звукопроизношения находится в зависимости от периода утраты зрения. Чем позже это происходит, тем меньше отклонений в звукопроизношении. Тем сохраннее речь слабовидящего ребёнка. Михаил Ефимович Хватцев, доктор педагогических наук и автор первого в России научно обоснованного учебника по логопедии, приводит следующую статистику по данному вопросу:

– у 16% из числа слепорождённых, а также ослепших до возникновения речи наблюдаются недостатки звукопроизношения;

– у 6% из числа ослепших в возрасте до 5-7 лет, до того как окончательно сформируется звукопроизношение.

Из-за неправильного произношения возникают и проблемы с письмом. Проблемы речевой деятельности сказываются на психическом развитии. Из-за невнятной речи уменьшается круг общения, дети становятся закрытыми, замкнутыми. Здесь важную роль играет помощь опытных специалистов, логопедов, психологов, педагогов.

Овладение навыком использования смысловой речи формируется на базе фонематического восприятия и готовности голосового аппарата. В норме это происходит к году. Осмысленная и обозначающая речь выделяется и развивается  к 1.5 годам. В это время стремительно увеличивается запас слов. Одновременно происходит освоение грамматического строя русского языка.

Выпадание либо сильные патологии функций зрения уменьшают число воспринимаемых предметов, усложняют различение значительных и эмоционально окрашенных особенностей  объектов (к примеру, цвет). Это замедляет ход узнавания окружающей среды.

Формирование запаса слов происходит в двух направлениях: количественно и качественно. У незрячих деток словарный запас как правило в норме и даже превосходит и куда более обширен чем у сверстников, так как потребность в речевом общении у них выше.

Но в то же время, значение употребляемых слов часто хромает, оно может быть либо слишком обобщенным, либо более конкретным, в зависимости от того в какой ситуации ребенок уже сталкивался с данным понятием. Из-за отсутствия зрительного контакта, представление о значение слова формируется на основе собственных ощущений и после проверки часто бывают не точными. Но недостаток соотношения между словом и образом можно преодолеть в коррекционной работе по конкретизации речи.

Конкретизация речи, т.е. расширение чувственного опыта детей в соответствии с ростом словаря, составляет один из основных принципов тифлопедагогики. Всестороннее развитие речи происходит путем проведения с ними наблюдений, экскурсий, практических работ.

Овладение грамматическим строем речи происходит во время общения со старшими через восприятие на слух и дальнейшее копирование. Во время обычного общения с людьми незрячие дети вполне могут освоить грамматический строй русского языка. Однако довольно часто ребята с патологией зрения оказываются в обстоятельствах депривации общения. Это негативно влияет на создание у них речевых способностей и языкового чутья. Накапливание словарного резерва и овладение грамматическим строем родной речи содействует формированию развёрнутой связной речи.

Понимание и освоение связной речи (невзирая на несколько упомянутых отличительных черт) происходит у незрячих детей по тем же законам, что и у хорошо видящих. Своевременная, ранняя коррекция развития, а также психическое развитие слепых детей даёт шанс справиться с задержкой речевого развития, и догнать уровень нормы.

Ещё одной трудностью в развитии речи незрячих детей является сложность в овладении и применении невербальных средств общения: мимикой, пантомимикой, интонацией, важнейшим компонентом устной речи.

Педагог, занимающийся с детками с нарушением зрения, человек творческий, умеющий найти неординарые методы обучения. Его задачи не сводится к обучению речи, они намного шире: помочь в раскрытии всех сторон его личности, дать общеобразовательные знания и умения, помочь влиться в социальную среду и развить умения строить социальные взаимоотношения. Зачастую он не только наставник, но и друг для маленького подопечного.

Последние статьи
14.11.2016
Как вылечить задержку развития речи у ребенка 2-5 лет?
Задержка развития речи у детей (ЗРР) ставится малышам в разном возрасте. Если отклонение есть, то чем раньше это произойдет - тем скорее будут предприняты шаги для устранения  ЗРР....
Подробнее
21.02.2017
Что такое Дислексия и как лечить заболевание?
Дислекция является избирательным нарушением способности чтения. Однако на сегодняшний день существуют методы, с помощью которых может быть проведена коррекция дислексии. Данное явл...
Подробнее
Комментарии