Статьи
28.06.2020

Недостатки речи у слабослышащих детей

С помощью слуха малыш узнает об окружающем его мире, имеет возможность овладеть собственной речью и сравнить ее с речью других людей, а также усваивает сложные знания о реальности.

Дети узнают значение многих слов еще до того, как научатся говорить.

Нарушение речи и потеря слуха вызывают у ребенка изменения в развитии познавательных процессов, формировании волевого поведения, эмоций, характера и других аспектов личности.

Существуют 4 степени тугоухости у  детей.

При  первой степени распознавание речи доступно с расстояния 6 метров и больше, и даже шепотом. Общение происходит через устную речь.

При второй степени в градусах ребенок испытывает разговор менее чем в 6 метрах от себя, шепотне более 0,5 м. в спокойной обстановке эти дети могут испытывать трудности с пониманием слов. Необходимо использовать слуховой аппарат во время уроков. Они общаются через устную речь, имеющую особые характеристики.

При третьей степени дети воспринимают речь неоднозначно, менее чем в двух метрах от себя, не слышат шепота. Чтобы общаться с другими людьми и успешно учиться, они должны постоянно пользоваться слуховым аппаратом. При систематических коррекциях, проводимых логопедом, возможно развитие устной речи.

При четвертой степени нет полного понимания слов даже у самого уха. Речь понятна, при наличии слухового аппарата, когда они видят лицо говорящего и когда тема общения яснаУстная речь развивается только в ходе систематической реабилитационной работы.

Недостатки речи у слабослышащих детей

Обратите внимание на следующие симптомы в домашних условиях:

молчание у младенцев;

ребенок не лепечет,  не бормочет, и не пытается повторять звуки;

источник звука не может быть идентифицирован (например, не реагирует на имя);

трудно различать разговорную речь;

грамматика и произношение страдают, очень маленький запас слов.

Речевые нарушения зависят от тяжести тугоухости, времени появления дефекта слухового анализатора, педагогических условий, нарушения функции слухового анализатора, индивидуальных особенностей ребёнка. 

Грамматическая структура у слабослышащих не столь типична для детей того же возраста. Ложное слуховое восприятие слов, особенно их окончаний, приставок, препятствует восприятию грамматических форм, грамматических связей между словами.

Грубые нарушения речи и потеря слуха проявляются поразному: в некоторых случаях родовые, числовые, временные условности, употребление предлогов (Мальчик бросил мячМатык мат“).

Ребенок не слышит начало или конец слова, в итоге слова искажаются («купай» вместо купает). Часто путает в произношении слова фонетически схожие, но по смыслу отличаются (песок — носок ).

Коррекция речевых нарушений логопедом у слабослышащих детей осуществляется по следующим направлениям: улучшение понимания речи, улучшение слухового внимания, уточнение и расширение лексического запаса, построение грамматической структуры и речевой продукции. Кроме того, организуются курсы по грамотности (чтение, письмо). 

Слабослышащие дети часто не справляются с произношением непростых звуков (р, л, ч, щ, ц и др.). Речь у них неразборчивая, голос глухой, скорость речи замедленная.

На любых занятиях используется детский остаточный слух, который обязательно усиливается с помощью специального оборудования.

Есть также дети, которые нуждаются в кохлеарной имплантации. В этом случае нужно обратиться к логопеду сразу же при подготовке к имплантации и после нее

При небольшой потери слуха достаточно усилить громкость голоса на занятиях. При тяжелой форме в первую очередь необходимо использовать анализаторы сохранные: детей учат читать по губам, что помогает понимать речь. Это также помогает развивать языковые навыки путем подражания.

Важно учитывать и особенности развития детей с нарушениями слуха.

Вербальная память у таких детей характеризуется кратковременностью особое внимание нужно уделить ее развитию. Закрепить  память можно во время игры и учебной деятельности. Наиболее важной ролью занимает управление памятью в течение длительного времени.

Также часто наблюдается сниженное внимание. Много времени нужно уделить на развитие непроизвольного внимания.

Развитие речи оказывает прямое влияние на мышление, на создание логических операций, а сам процесс речи определяется степенью участия в мыслительной деятельности. Создание этих дочерних концепций замедляется.

Существуют также проблема развития двигательных функций. Развитие мелкой моторики и техники суставов задерживается. Заторможенная динамика двигательного развития у детей с нарушением слуха является причиной недостаточной речевой способности и нарушения функционального взаимодействия.

Необходимо создать защитную, бережливую систему, избегать сильных звуковых раздражителей и передавать повышенные звуки.  Громкие звуки, такие дети воспринимают болезненно. Если у ребенка врожденная или приобретенная тугоухость, необходимо вмешательство врача. Период лечения в самом начале во многом зависит от характера нарушения слуха и того, как оно влияет на формирование речевой функции.

Общение и деятельность для слабослышащих детей являются важными предпосылками для усвоения норм жизни в Обществе, изучения взаимоотношений между людьми, расширения кругозора.

Последние статьи
14.11.2016
Как вылечить задержку развития речи у ребенка 2-5 лет?
Задержка развития речи у детей (ЗРР) ставится малышам в разном возрасте. Если отклонение есть, то чем раньше это произойдет - тем скорее будут предприняты шаги для устранения  ЗРР....
Подробнее
21.02.2017
Что такое Дислексия и как лечить заболевание?
Дислекция является избирательным нарушением способности чтения. Однако на сегодняшний день существуют методы, с помощью которых может быть проведена коррекция дислексии. Данное явл...
Подробнее
Комментарии