Логопедическое обследование – это совокупность действий, направленных на обнаружение нарушений в речи у ребенка с помощью всестороннего исследования речи и ее каждой составляющей. Процесс подразумевает учет всех показателей развития личности с раннего возраста.
В ходе логопедического обследования детей ведется “речевая карта”, в которой отмечаются результаты диагностирования.
Речь зачастую является показателем какого-либо отклонения, поэтому с помощью логопедического обследования детей с нарушением речи можно дать оценку общего психологического состояния ребенка.
Логопедическое обследование детей младшего школьного возраста прежде всего направлено на установление речевых расстройств (письменной и устной). Обычно нарушения первым замечает учитель и обращает внимание родителей и логопеда на возникающие ошибки.
У ребенка могут быть заметны характерные нарушения звукопроизношения: с трудом дается словообразование, лексико-грамматический строй, не сформирована связная речь и фонематический процесс.
Целью логопедического обследования является определение средств, так необходимых в течение коррекционно-развивающей работы.
Задачи обследования следующие:
Вот схема методики, которая входит в состав логопедического обследования детей:
Рассмотрим более подробно каждый этап обследования.
Ориентировочный этап | На этом этапе производится сбор анамнеза (сведения, полученные путем опроса в ходе медицинского обследования). У родителей уточняется информация о том, как проходила беременность, роды и послеродовой период. Идет сбор информации о состоянии малыша в первые дни жизни, перенесенные болезни и особенности развития. Логопед изучает медицинскую документацию, в которой должна быть информация от всех необходимых врачей: педиатр, невролог, ЛОР, хирург, окулист и тд. После беседа проводится с ребенком, в ходе которой логопед налаживает контакт и воссоздает общую картину речевого расстройства. |
Дифференцировочный этап | Проводятся исследования, в ходе которых изучают:
|
Основной этап | На этом этапе проводится обследование всех составляющих голосовой системы.
|
Заключительный этап | В процесс заключительного этапа входит повышенное наблюдение за ребенком во время обучения. |
На примере логопедического обследования детей с дизартрией хочу показать, как выглядит план исследования.
Для начала логопед собирает анкетные данные, в которых указываются ФИО, дата рождения ребенка, возраст, жалобы родителей (трудности развития и формирования речевых навыков), взаимоотношение.
Далее идет сбор анамнеза (см. этапы логопедического обследования), а уже после проводятся исследования на изучение каждой составляющей по отдельности.
Логопед берет несколько музыкальных игрушек: барабан, бубен, дудочка или любые другие. Малыш слушает, как звучит каждая из игрушек, затем отворачивается. Логопед вызывает звучание одной из них. Развернувшись, малыш показывает, какая игрушка издавала звук. Также определяется направление звучания игрушки: игрушка может прозвучать справа или слева, сверху или снизу, а ребенок должен это определить.
Работа проводится с картинками (с изображением предметов) и окружающими предметами. Малыш смотрит и говорит, что видит. Также используются карточки с цветами.
Малыша просят показать правую/левую руку и ногу, правой рукой показать левое ухо, левый глаз и наоборот. Логопед показывает предметы, находящиеся справа/слева, вверху/внизу. Также ребенку предлагается сложить воедино разрезанные картинки.
В ходе исследования ребенок делает следующие упражнения: надувает щеки по очереди; морщит нос и лоб; поднимает брови; поочередное зажмуривание глаз. Также выполняются упражнения на выявление равномерности работы мышц языка.
за логопедом произносятся согласные и гласные звуки: шипящие, свистящие, сонорные, ротовые, носовые, йотированные.
Ребенок старается выделить звук в определенном слове. Логопед уточняет, например, слышит ли ребенок звук [С] в слове “сушка” и тд.
Ребенок повторяет за логопедом слоги и слова “да-та”, “шар-дар” и тд. Логопед уточняет у ребенка, какие звуки он слышит в конкретном слове.
Врач смотрит, соответствует ли возрасту словарный запас, проводит исследования на видоизменения слов (например, образование существительного), использование в речи предлогов и наречий и тд.