Статьи
11.08.2019

Методики логопедического обследования детей

Методики логопедического обследования детей

 

Логопедическое обследование – это

Логопедическое обследование – это совокупность действий, направленных на обнаружение нарушений в речи у ребенка с помощью всестороннего исследования речи и ее каждой составляющей. Процесс подразумевает учет всех показателей развития личности с раннего возраста.

В ходе логопедического обследования детей ведется “речевая карта”, в которой отмечаются результаты диагностирования.

 

Цели и задачи

Речь зачастую является показателем какого-либо отклонения, поэтому с помощью логопедического обследования детей с нарушением речи можно дать оценку общего психологического состояния ребенка.

Логопедическое обследование детей младшего школьного возраста прежде всего направлено на установление речевых расстройств (письменной и устной). Обычно нарушения первым замечает учитель и обращает внимание родителей и логопеда на возникающие ошибки.

У ребенка могут быть заметны характерные нарушения звукопроизношения: с трудом дается словообразование, лексико-грамматический строй, не сформирована связная речь и фонематический процесс.

Целью логопедического обследования является определение средств, так необходимых в течение коррекционно-развивающей работы.

Задачи обследования следующие:

  • Обнаружение особенностей развития речи для корректного построения образовательного процесса.
  • Обнаружение негативных тенденций в развитии. Необходимо для того, чтобы знать, стоит ли расширять диагностическую работу.
  • Выявление изменений в речи с целью определения эффективности педагогического обучения.

 

Методики логопедического обследования

Вот схема методики, которая входит в состав логопедического обследования детей:

  • Изучение фонетической части речи.  В работе используются картинки, на которых изображены проблемные звуки в начале/в середине/в конце слова. Используются слова, фразы, тексты, в которых содержаться разные звуки.
  • Изучение фонематической части речи.  Применяется речевой материал и изображения, которые дают понимание того, может ли ребенок различать звуки противоположные друг другу: звонкий-глухой, твердый-мягкий, шипящий-свистящий.
  • Анализ состояния связной речи.  Учитывая возраст ребенка используются картинки (несколько) с различными сюжетными линиями.
  • Анализ лексической стороны и грамматики.  Работа с картинками, на которых есть изображения действий людей и животных. Активно используются изображения предметов, отличающихся высотой, шириной, длиной и тд.
  • Исследования языкового анализа и синтеза.  Используется речевой материал, который включает в себя предложения (слова) разного звукового и слогового состава, а также работа с сюжетными картинками.
  • Анализ состояния письменной речи.  Используются тексты диктантов, напечатанные тексты и рукописные (для переписывания), тексты для чтения, слоговые таблички.

 

Этапы логопедического обследования

Рассмотрим более подробно каждый этап обследования.

Ориентировочный этапНа этом этапе производится сбор анамнеза (сведения, полученные путем опроса в ходе медицинского обследования). У родителей уточняется информация о том, как проходила беременность, роды и послеродовой период.

Идет сбор информации о состоянии малыша в первые дни жизни, перенесенные болезни и особенности развития.

Логопед изучает медицинскую документацию, в которой должна быть информация от всех необходимых врачей: педиатр, невролог, ЛОР, хирург, окулист и тд.

После беседа проводится с ребенком, в ходе которой логопед налаживает контакт и воссоздает общую картину речевого расстройства.

Дифференцировочный этапПроводятся исследования, в ходе которых изучают:

  • Мыслительное (когнитивное) развитие.
  • Сохранность моторики артикуляции и работы мимической мускулатуры.
  • Сохранность мелкой и общей моторики.
  • Сохранность слухового и зрительного восприятия.
Основной этапНа этом этапе проводится обследование всех составляющих голосовой системы.

  • Обследование произношения звуков.
  • Строение артикуляционного аппарата.
  • Возможности дыхательной функции.
  • Обследование голосовой функции.
  • Обследование фонематического восприятия.
  • Насколько ребенок понимает слова и предложения.
  • Восприятие грамматических форм.
  • Обследование лексического запаса и грамматического строя.
  • Обследование связной речи.
Заключительный этапВ процесс заключительного этапа входит повышенное наблюдение за ребенком во время обучения.

 

Схема психолого-логопедического обследования детей

На примере логопедического обследования детей с дизартрией хочу показать, как выглядит план исследования.

Для начала логопед собирает анкетные данные, в которых указываются ФИО, дата рождения ребенка, возраст, жалобы родителей (трудности развития и формирования речевых навыков), взаимоотношение.

Далее идет сбор анамнеза (см. этапы логопедического обследования), а уже после проводятся исследования на изучение каждой составляющей по отдельности.

  • Слуховое внимание.

Логопед берет несколько музыкальных игрушек: барабан, бубен, дудочка или любые другие. Малыш слушает, как звучит каждая из игрушек, затем отворачивается. Логопед вызывает звучание одной из них. Развернувшись, малыш показывает, какая игрушка издавала звук. Также определяется направление звучания игрушки: игрушка может прозвучать справа или слева, сверху или снизу, а ребенок должен это определить.

  • Зрительное восприятие.

Работа проводится с картинками (с изображением предметов) и окружающими предметами. Малыш смотрит и говорит, что видит. Также используются карточки с цветами.

  • Исследования пространственного праксиса (последовательность комплекса движений).

Малыша просят показать правую/левую руку и ногу, правой рукой показать левое ухо, левый глаз и наоборот. Логопед показывает предметы, находящиеся справа/слева, вверху/внизу. Также ребенку предлагается сложить воедино разрезанные картинки.

  • Произвольная мимическая моторика.

В ходе исследования ребенок делает следующие упражнения: надувает щеки по очереди; морщит нос и лоб; поднимает брови; поочередное зажмуривание глаз. Также выполняются упражнения на выявление равномерности работы мышц языка.

  • Произношение звуков.

за логопедом произносятся согласные и гласные звуки: шипящие, свистящие, сонорные, ротовые, носовые, йотированные.

  • Состояние синтеза и фонематического анализа.

Ребенок старается выделить звук в определенном слове. Логопед уточняет, например, слышит ли ребенок звук [С] в слове “сушка” и тд.

  • Различение звуков.

Ребенок повторяет за логопедом слоги и слова “да-та”, “шар-дар” и тд. Логопед уточняет у ребенка, какие звуки он слышит в конкретном слове.

  • Исследования словаря и способностей грамматического строя речи.

Врач смотрит, соответствует ли возрасту словарный запас, проводит исследования на видоизменения слов (например, образование существительного), использование в речи предлогов и наречий и тд.

Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями – это основная часть развития и формирования речи. Оно дает возможность выявить нарушения развития речи и ее причины. При обнаружении дефектов речи у ребенка обращайтесь к специалистам.
Последние статьи
14.11.2016
Как вылечить задержку развития речи у ребенка 2-5 лет?
Задержка развития речи у детей (ЗРР) ставится малышам в разном возрасте. Если отклонение есть, то чем раньше это произойдет - тем скорее будут предприняты шаги для устранения  ЗРР....
Подробнее
21.02.2017
Что такое Дислексия и как лечить заболевание?
Дислекция является избирательным нарушением способности чтения. Однако на сегодняшний день существуют методы, с помощью которых может быть проведена коррекция дислексии. Данное явл...
Подробнее
Комментарии
[gs-fb-comments]