Статьи
03.04.2020

Коррекция звукопроизношения. Звук «Р»

Дефект звукопроизношения у детей

Один из самых сложных звуков в плане произношения – звук “Р”.

Многие дети имеют дефекты речи как раз связанные со звуками вибрантами. По общепринятым нормам, отсутствие данного звука может быть до 5-6 лет.

Если звук всё же не появляется в речи и родители замечают нормативные несоответствия, то это веский повод для обращения к логопеду.

Когда артикуляция ребёнка в норме, во время произношения звука “Р” артикуляционные органы находятся вот в таком положении:

Открытый рот, губы свободны и приобретают позицию для произношения следующего согласного. Между зубами остаётся промежуток примерно в 5 мм. Кончиком языка касаемся бугорка за верхними зубами.

Передняя и средняя части спинки языка выгибаются, задняя часть языка отодвинута назад и приподнята к мягкому нёбу.

Боковые края языка при этом прижаты к верхним коренным зубам. Кончик языка напряжён и начинает вибрировать под напором выдыхаемого воздуха.

В этой статье я расскажу о дефектах звукопроизношения и методах постановки звука “Р”.

Виды ротацизма

Такой недостаток, как ротацизм в народе имеет другое название – картавость. Ребёнок хочет порычать, но получается не чёткая вибрация, а носовое произношение, щелевое или другого типа.

Предлагаю ознакомится со всеми видами ротацизма.

Велярный ротацизмВо время артикуляции образуется отверстие там, где сближаются корень языка и мягкое нёбо.                                                                                                Воздух, который выдыхает ребёнок, проходит через это отверстие и провоцирует многоударную вибрацию мягкого нёба.                                          Как итог, появляется шум, который вовлекается в тон голоса.
 

Увелярный ротацизм

 

 

При увелярном звуке “Р” вибрирует только маленький язычок. Сама вибрация получается слаженной и не  дополняется шумом.

 

Боковой ротацизмПри таком виде ротацизма вибрирует только один из боковых краёв языка. Смычка между языком и коренными зубами разрывается и через неё проходит голосовыдыхательная струя, как при звуке “Л”.                            В итоге получается звук, который сочетает в себе “Р” и “Л”.
Щёчный ротацизм 

Во время произношения “Р” появляется расщелина для воздушной струи между боковым краем языка и верхними коренными зубами. Образуется колебание щёк (вибрация).                                                                                            На тональность голоса наслаивается шум. Бывают случаи двустороннего нарушения.

 

Одноударный   ротацизм

 

Органы артикуляции находятся в правильном положении, но отсутствует вибрация.

 

“Кучерский” (губно-губной) ротацизм

 

Свойственна вибрация губ.

 

Глухой ротацизмПроизношение звука “Р” без участия голоса. Голосовые связки разомкнуты и не вибрируют.

 

Как строится коррекционная логопедическая работа

Коррекция звукопроизношения у детей строится поэтапно:

  • 1 этап – подготовительный. Проводится анализ положения органов артикуляции во время произношения звука “Р” и звуков заменителей. Работа направлена на формирование правильных навыков артикуляционного аппарата, это необходимо для дальнейшей постановки звука. Выполняется артикуляционная гимнастика и упражнения для губ, челюсти и языка. Проводится работа с потоком воздушной струи.
  • 2 этап – постановка звука. Применяются разные способы постановки звука “Р”: подражание, звукосочетание, механический способ с применением логопедических зондов, выполняются специальные упражнения.
  • 3 этап – автоматизация звука. По принципу от простого к сложному: автоматизируется в слогах под разным ударением и с разными гласными, в фразах, стихотворениях и скороговорках.
  • 4 этап – ввод звука в связную речь. Фаза заключительного формирования звука (обычно занимает до 2 месяцев, но иногда требуется и больше времени).

Важным моментом в логопедии остаётся систематичность занятий. Они должны проводится не реже двух раз в неделю.

Упражнения

На первом этапе ребёнок выполняет подобные упражнения на развитие артикуляционных навыков:

  • Улыбнись. Губы застывают в широкой улыбке, в этот момент зубы не оголяем.
  • Трубочка. Губы вытягиваются вперёд, напоминая длинную трубочку.
  • Забор. Губы в положении широкой улыбки, оголяются верхние и нижние зубы.
  • Хоботок. Также, как и в упражнении “Трубочка”, губы вытягиваются вперёд, но при этом остаются сомкнутыми.
  • Кролик. Ребёнок приподнимает верхнюю губу и обнажает верхние резцы, при этом зубы остаются в сомкнутом положении.
  • Чистим зубки. Рот в закрытом положении, совершаем круговые движения языком между губами и зубами.
  • Облизываем губы. Рот слегка приоткрыт, делаем движения языком по часовой стрелке и против, облизывая губы.
  • Чашечка. Рот открыт широко, боковые края широкого языка подняты вверх, но не касаются зубов.
  • Иголка. Рот открыт, узкий язык стремится вперёд.
  • Часики. Приоткрытый рот, губы в широкой улыбке. Под счёт взрослого кончиком языка тянемся к правому уголку рта, затем к левому.
  • Фокус. Приоткрытый рот, язык в форме, напоминающей чашечку, высовываем вперёд и приподнимаем. Делаем выдох на ватку на кончике носа.
  • Маляр. Рот открыт, широким кончиком языка ведём от верхних резцов до мягкого нёба (напоминает движение кисточкой).

На протяжении всей постановки звука очень важна помощь и поддержка родителей. Следуйте рекомендациям логопеда и выполняйте домашние упражнения.

Последние статьи
14.11.2016
Как вылечить задержку развития речи у ребенка 2-5 лет?
Задержка развития речи у детей (ЗРР) ставится малышам в разном возрасте. Если отклонение есть, то чем раньше это произойдет - тем скорее будут предприняты шаги для устранения  ЗРР....
Подробнее
21.02.2017
Что такое Дислексия и как лечить заболевание?
Дислекция является избирательным нарушением способности чтения. Однако на сегодняшний день существуют методы, с помощью которых может быть проведена коррекция дислексии. Данное явл...
Подробнее
Комментарии