Статьи
02.12.2019

Коррекция речевых расстройств при акустико – мнестической афазии

Что такое акустико-мнестическая афазия?

Акустико-мнестическая афазия – это состояние человека, при котором возникают нарушения речевых функций. Связанно это со снижением объема слухоречевой памяти. В чем это выражается?

Человек с трудом подбирает нужные по смыслу слова и не может правильно повторить череду слов во время разговора.

Такое расстройство можно обнаружить после прохождения комплексного обследования.

Изначально выявляется основная причина нарушения и назначается лечение.

Причины расстройств

Развитию акустико-мнестической афазии могут способствовать разные заболевания. Диагностика позволяет точно определить, что стало причиной афазии в определённом случае.

Вот ряд причин речевого расстройства.

Опухоли и метастатические повреждения 

Новообразования (доброкачественные и злокачественные) в височной части головного мозга способны влиять на речевые функции.

Опухоль постепенно сдавливает церебральные структуры и сосуды, которые их питают.

 

ЧМТ (черепно-мозговые травмы) 

Одна из частых причин акустико-мнестической афазии. Образуется в результате сильного ушиба и внутримозговой гематомы.

Область, которая подвержена воспалительному процессу начинает расти, на этом месте образуется отёк.

В такой ситуации важно немедленно обратиться за квалифицированной помощью, провести диагностику и назначить лечение. 

Есть зафиксированные случаи с летальным исходом из-за несвоевременного обращения.

 

Инсульт 

В результате кровоизлияния в мозг у человека могут возникнуть разного рода осложнения.

Есть два вида инсульта:

  • Ишемический. Недостаток кровоснабжения и кислородное голодание коры головного мозга.
  • Геморрагический. Кровь начинает сдавливать височные доли.

 

Инфекционные и воспалительные процессы 

Менингит, энцефалит, абсцессы головного мозга способствуют развитию афазии.

 

Формы умственной отсталости 

Болезни Альцгеймера, Пика, лейкоэнцефалит Шильдера (начальные стадии) отражаются на памяти и речи.

 

Симптоматика

От того, какая площадь тканей мозга поражена и возраста человека зависят симптомы.

На моей практике встречались на первый взгляд несущественные признаки, но которые уже говорили о наличии данного расстройства.

При обнаружении следующих признаков стоит обратиться к неврологу.

Понимание 

Ребёнок понимает короткие простые предложения, но ряд предложений (рассказ) вызывает трудности в понимании и осмыслении.

В результате появляется тревожность, волнение и частые переспрашивания.

Ребёнок способен повторить слово или фразу, но не сюжетную историю или просто связанную цепочку предложений.

Даже при повторе текста показатели не изменятся. Нарушения повторной речи можно заметить во время того, как ребёнок старается мысленно удержать усвоенную часть текста.

 

Экспрессивная речь 

Акустико-мнестическая афазия сказывается на активности речевой деятельности и на самостоятельном письме.

Для того, чтобы завуалировать речевые проблемы, ребёнок может прибегать к дополнительным паузам и парафразам (описание своими словами).

Заметно изменяются и искажаются звуки.

 

Составление фраз и предложенийВозникают ситуации, когда ребёнок не может продолжить фразу или предложение, не может подобрать и вспомнить нужное слово.

 

Подобное речевое расстройство у детей также оказывает влияние на зрительное восприятие. Появляются трудности в словесном обозначении предмета, ребенок просто не может сказать, что он видит.

От этого страдает качество жизни и влияет на психоэмоциональное состояние.

Диагностика 

Перед назначением лечения речевых расстройств у детей важно пройти обследование на предмет выявления причинно-следственных факторов.

Применяются следующие диагностические меры:

  • Логопедическая консультация.

Проводится обследование речевых функций и нарушенных сторон подкорковых областей головного мозга.

  • Консультация у невролога. Врач оценивает возможности ЦНС (центральная нервная система) и её когнитивные функции. Выявляется наличие отклонения с психикой и патологии рефлексов.
  • МРТ (магнитно-резонансная томография). Обследование на наличие опухолей, отёков, воспалительных процессов, кровоизлияний, гематом и ишемии.
  • УЗИ сосудов мозга. Обследование работы кровообращения.
  • Любмальная (спинномозговая) пункция. Инвазивная процедура, необходимая для выявления воспалительных процессов в головном мозге.

Лечение акустико-мнестической афазии

Лечение полностью направлено на восстановление речи при акустико-мнестической афазии и реабилитацию.

В медицине прибегают к следующим методам лечения.

Медикаментозное лечение 

Назначаются лекарства, регулирующие кровообращение в головном мозге, ноотропные и нейрометаболические препараты.

 

Логопедическая помощь 

Это основа восстановления.

Логопед работает над оперативной слухоречевой памятью. Занятия начинаются с начала реабилитационного периода и проводятся регулярно.

Упражнения усложняются по мере выполнения. Логопед проводит диктанты, заучивает с ребёнком стихотворения, скороговорки, песни и тд.

Также логопед помогает малышу подобрать правильные по смыслу слова, если тот путается, и объяснить значение слова.

 

Дополнительные методы 

Может быть назначен курс психотерапии, лечебный массаж, физиотерапия (магнитотерапия, электросон).

 

Будьте внимательны, все методы коррекции речевых расстройств имеют как показания, так и противопоказания. Поэтому важно обратиться к специалисту, а не заниматься самолечением.

Чем раньше будет выявлено расстройство, тем лучше будут результаты лечения. 

Последние статьи
14.11.2016
Как вылечить задержку развития речи у ребенка 2-5 лет?
Задержка развития речи у детей (ЗРР) ставится малышам в разном возрасте. Если отклонение есть, то чем раньше это произойдет - тем скорее будут предприняты шаги для устранения  ЗРР....
Подробнее
21.02.2017
Что такое Дислексия и как лечить заболевание?
Дислекция является избирательным нарушением способности чтения. Однако на сегодняшний день существуют методы, с помощью которых может быть проведена коррекция дислексии. Данное явл...
Подробнее
Комментарии