Статьи
18.03.2020

Когда нужно обращаться к логопеду

Логопед – кто он и зачем к нему идти?

Логопед – это врач-специалист, который исследует, корректирует и предупреждает речевые нарушения.

С течением времени профессия логопеда стала приобретать большую значимость. Конечно это связано с тем, что ситуация с речью у детей дошкольного возраста становится только хуже.

Любому родителю хочется лучшего для своего ребёнка. Красивая и чистая речь не исключение. У многих деток сразу получается говорить правильно, у других не так всё просто и требуется работа по коррекции звукопроизношения.

И зависеть это может от абсолютно разных факторов, начиная с периода развития ребёнка в утробе и заканчивая наследственными факторами или травмами головы (например).

Сами не зная того, родители могут усугубить ситуацию с речью, применяя различные логопедические упражнения без предварительной консультации со специалистом, а этим не стоит пренебрегать.

Прочитав эту статью, вы сможете понять, когда обращаться к логопеду и какие упражнения необходимо выполнять.

Обязанности логопеда

Основными должностными обязанностями логопеда являются:

  • Проведение осмотра ребёнка, выявление речевых нарушений и консультирование.
  • Установление диагноза.
  • Подбор методик и составление корректирующей программы с учётом индивидуальных особенностей.
  • Разработка упражнений и подготовка заданий на дом.
  • Оценочный этап. В ходе работы и по истечению определённого промежутка времени логопед отслеживает динамику развития речевых навыков.

Помимо этого, в компетенции логопеда находится ведение всей необходимой отчётной документации по каждому ребёнку, а также разработка методических пособий.

Когда обращаться к логопеду

Главный вопрос, которым задаются родители. Однозначного ответа на него не будет, так как каждая ситуация носит индивидуальный характер.

Для того, чтобы не запутаться, предлагаю ознакомиться с логопедическим календарём. Здесь указаны все основные моменты, которые служат поводом обратиться к логопеду.

Первый год жизниРебёнок не издаёт звуки гуления и не лепечет. Ближе к году не появляется первых звуков, таких как “ма”, “па”, “би” и тд.

В таком случае лучше сразу пройти комплексную диагностику и исключить варианты глухоты (ЛОР), провериться у невропатолога.

Если показатели у этих врачей в норме, то есть смысл посетить логопедический кабинет.

2 годаВ словарном запасе ребёнка меньше 10 слов, не пытается строить фразы или вовсе предпочитает отмалчиваться.

Он может всё понимать, но вот говорить не хочет.

3 годаКогда ребёнку исполняется 3 года, то показать его логопеду нужно в любом случае.

И обязательно посетить логопеда, если:

  • Происходит замена одного звука на другой.
  • Говорит на “своём” языке, который никому не понятен.
  • Всё понимает, но говорить отказывается.
  • В сравнении со сверстниками ощущаются речевые недостатки.

Иногда родители придерживаются мнения, что ребёнку свойственно коверкать слова, потому что вредничает.

А во время обследования могут быть выявлены реальные проблемы, которые негативно влияют на развитие речи, что обязательно скажется во время учёбы в школе.

4 годаВ этом возрасте логопеда стоит посетить тем, кто не сделал этого раньше, а также тем у кого:

  • Смазанная, невнятная речь, как говорят “каша во рту”.
  • Не выговаривает 5 и более звуков.
  • Умеет говорить, но делает это редко, больше молчит.
  • Не отвечает на простые вопросы и не участвует в диалоге.
  • Чувствуете, что речь стоит на месте, а развитие на том же уровне, что и год назад.

Часто в 4 года ставится диагноз дизартрия и как раз сейчас самое подходящее время для её устранения.

5 летНужен логопед, если:

  • Речь нечёткая.
  • Звуки во время произношения слишком мягкие или твёрдые.
  • Неправильно произносятся 3 звука и более.
  • Ребёнок гнусавит, шепелявит.
  • Лексическая сторона речи бедная.

В этом возрасте логопед может найти причину речевого нарушения и назначит коррекционную программу. Также возможен перевод ребёнка из обычной группы детского сада в логопедическую.

6 летВ этом возрасте логопед нужен, если:

  • В речи есть хоть один нечётко произносимый звук.
  • Не употребляет в речи развёрнутые предложения.
  • Ответы на вопросы всегда односложные.
  • Не составляет рассказ по картинке.

Когда ребёнок пойдёт в первый класс, его речь должна быть сформированной и правильной.

Речь влияет на многие сферы обучения и отношения со сверстниками.

Логопедические упражнения

Предлагаю ознакомиться с видами логопедических упражнений, которые используются на занятиях с логопедами и в домашних условиях.

Артикуляционная гимнастикаГимнастика позволяет развить мышцы речевого аппарата (щёки, язык, губы) и способствует правильному положению органов во время произношения.
Пальчиковые игрыМелкая моторика имеет самое непосредственное отношение к речи.

Зоны в коре головного мозга, которые отвечают за мелкую моторику и речь находятся очень близко.

Именно поэтому они зависят друг от друга.

Упражнения на     развитие слухаЧтобы речь ребёнка была чистой, важно уметь различать звуки речи.

Упражнения включают в себя задачи на различение громкости звука, интонации, источника звука и тд.

РазучиваниеЗаучивайте вместе стихи, скороговорки и тд.

Это расширяет кругозор ребёнка, развивает память и повышает интеллектуальные способности.

 

Для того, чтобы логопедические упражнения принесли свои результаты, важно выполнять их систематично без прерываний на длительное время.

Все занятия проводятся в игровой форме и только тогда, когда ребёнок в хорошем настроении.

Последние статьи
14.11.2016
Как вылечить задержку развития речи у ребенка 2-5 лет?
Задержка развития речи у детей (ЗРР) ставится малышам в разном возрасте. Если отклонение есть, то чем раньше это произойдет - тем скорее будут предприняты шаги для устранения  ЗРР....
Подробнее
21.02.2017
Что такое Дислексия и как лечить заболевание?
Дислекция является избирательным нарушением способности чтения. Однако на сегодняшний день существуют методы, с помощью которых может быть проведена коррекция дислексии. Данное явл...
Подробнее
Комментарии