Статьи
30.12.2019

Как помочь детям с ОНР лучше понимать текст

Сложности понимания текста при ОНР

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это расстройство, при котором нарушены все стороны речи: звук, лексика, семантика, грамматика. Но слух и интеллектуальные способности в норме.

У таких детей недостаточно развиты навыки понимания устного и письменного текста. Возникают проблемы с чтением и написанием.

Понимание речи включает в себя:

  • Распознавание слов.
  • Понимание их значения.
  • Восприятие фонем.
  • Понимание связи между словами.
  • Понимание фраз и предложений.
  • Понимание общего смысла речи, направленной к ребенку.

Когда ребёнок не понимает, что ему говорят, от этого начинает страдать активная речь.

О том, как проводится логопедическая коррекция и какие упражнения выполняются расскажу в этой статье.

Структура речевого дефекта при ОНР

В таблице ниже я указала, какие расстройства в совокупности образуют ОНР.

Недоразвитие просодики 

Ребёнок говорит невыразительно, монотонно, у него не сформировано речевое дыхание и присутствует назальный оттенок речи.

Голос может быть слишком тихий или громкий, а в самой речи отсутствуют паузы между словами.

 

Недоразвитие фонематического слуха 

Из-за плохого восприятия речи на слух, ребёнок пропускает согласные в словах, меняет их местами, путает со схожими фонемами и добавляет новые в слова.

 

Недоразвитие речевой моторики 

Нарушение работы артикуляционного аппарата (щеки, язык, губы). Возникают непроизвольные движения аппарата, при разговоре ребёнок быстро утомляется, заметно повышен или понижен тонус органов аппарата.

Также нарушены кинестетические (ощущения, вызванные за счет раздражения нервных окончаний) ощущения в движениях органов речи.

Нарушена общая моторика.

 

Нарушение звукопроизношения 

Нарушен процесс формирования произносительной стороны речи. В текстовых сообщениях нарушено произношение фонем и восприятие.

 

Недостаточный лексический запас 

Речь бедная, не хватает слов.

Ребенок не может построить грамотно вопрос и дать развёрнутый ответ.

 

Недоразвитие грамматического строя речиРебёнок не в состоянии грамматически правильно сконструировать текст.
Несформированная связная речь 

Ребёнок не может свободно выражать свои мысли с помощью речи, в тексте не соблюдается логическая последовательность.

 

Поэтапная логопедическая работа

Обучение детей с ОНР основывается на психологических принципах развития речи и подразумевает выполнение коррекционно-развивающих упражнений.

Такие задания выполняются на разных этапах работы с текстом. Постепенно у ребёнка улучшаются общие показатели результата понимания смысла услышанного и прочитанного.

Этапы работы логопеда выглядят следующим образом.

I этап 

Этот этап стимулирует мотивационные, познавательные и личностные ресурсы.

Ребёнка начинают подготавливать к восприятию и пониманию чтения текста. Происходит анализ не самого текста, а  информации около него.

Подключаются такие структуры, как прогноз, ассоциации, помощь в смысловой нагрузке.

Задачи включают в себя следующие направления:

  • Проведение прогноза по содержанию текста с помощью смысловых опор, например, название текста.
  • Подключаются имеющиеся знания о героях, явлениях и предметах, которые есть в тексте.
  • Расширяется кругозор. Например, где можно еще встретить героя данного рассказа?
  • Прогноз. ребёнок рисует героя, предмет или явление именно так, как он себе его представляет.

 

II этап 

Дети дошкольного возраста обучаются навыкам понимания смысла того, что сказали или того, что он услышал.

Такие задачи помогают сформировать план смыслового преобразования текста.

К этому этапу коррекционно-развивающих упражнений относятся:

  • Заполнение в тексте пропусков с помощью смысловой опоры.
  • Восстановление событий в тексте (например, в тексте отсутствует концовка и ребенок должен её восстановить).
  • Анализ текста (подбор заголовков к тексту).
  • Нахождение специально допущенных ошибок в тексте.

 

III этап 

Третий этап формируется на заданиях, которые идут после текста: о чём текст? кто главный герой, кто злодей и тд., а также ребёнок учится оценивать свою работу.

Ребёнок учится следить за ходом своих мыслей во время чтения и воспринимать текст на слух, делает прогноз событий и их анализ.

Этап помогает посмотреть на себя со стороны и понять, какие успехи он совершил, а где всё еще присутствуют трудности.

В задачи третьего этапа входят:

  • Обсуждение полученной информации: что нового узнал из рассказа, какие были герои и тд.
  • Упражнения на выработку умения связывать приобретенные знания с личным опытом.
  • Использование этих знаний.
  • Самостоятельная оценка пониманию прочитанного: отношение к рассказу, что понравилось, а что вызвало негативные эмоции.
  • Оценка самого себя: что было сложно, как мог разобраться и тд.

 

Коррекционно-развивающие упражнения

Вот несколько игр, которые охватывают все стороны речи (фонематическую, грамматическую и лексическую) применяются для лучшего понимания текста:

  • Какой он?

Логопед берет предмет в руки и задает вопрос: “Расскажи, какой он?”. Например, плюшевый мишка: мягкий, белый, пушистый.

  • Всё наоборот.

Игра с мячом. Логопед бросает мяч и говорит, например, “высокий”, а ребенок, кидая мяч обратно, должен назвать аноним “низкий”.

  • Соберём пирамидку.

Берем пирамиду. Каждый слог – это кольцо. Логопед называет слово, а ребенок, нанизывая кольца, проговаривает каждый слог.

  • Расскажи по картинкам.

Важно картинки с разными событиями положить в правильном порядке. Сначала с помощью вопросов, а потом самому.

Общее недоразвитие речи является большой проблемой, решение которой откладывать нельзя. Запишитесь на консультацию и пройдите обследование. Чем раньше вы начнёте лечение, тем эффективнее оно будет.

Последние статьи
14.11.2016
Как вылечить задержку развития речи у ребенка 2-5 лет?
Задержка развития речи у детей (ЗРР) ставится малышам в разном возрасте. Если отклонение есть, то чем раньше это произойдет - тем скорее будут предприняты шаги для устранения  ЗРР....
Подробнее
21.02.2017
Что такое Дислексия и как лечить заболевание?
Дислекция является избирательным нарушением способности чтения. Однако на сегодняшний день существуют методы, с помощью которых может быть проведена коррекция дислексии. Данное явл...
Подробнее
Комментарии