Статьи
30.06.2020

Изоритмика в системе коррекционно-педагогической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей

Одна из задач, с которой зачастую сталкиваются логопеды в коррекционно-педагогической работе, связана с общим недоразвитием речи у детей. 

Дошкольный возраст — важный промежуток в становлении личности ребенка, естественно в этот период ребенок учится применять красивую правильную речь. Известно, что у детей с ОНР не только проблемы с речью, но и не развиты высшие психические  функции: памяти, внимания и мышления. 

Обычно, детям с данной речевой патологией, трудно создать любой ритмический рисунок, соответственно лучше начать занятия с подготовки ритмических навыков, например, таких, как сочетания ритмической речи и движения. Одновременно можно применять и уточнять такие понятия как: перед, за, после; начало, середина, конец; первый, последний, между. Эти понятия детям  обычно трудно усвоить без определенной помощи. Они не могут их понять и запомнить. 

Изоритмика — один из видов логоритмической работы, направленная на развитие речи у детей – логопатов и развитию мелкой моторики. Игровые упражнения на таких занятиях объединяют в себе движение пальцев рук, стихотворение и зрительную деятельность. Зрительная активность в жизни ребенка занимает важную роль. Рисование уравновешивает межполушарное взаимодействие и улучшает координацию глаз. 

Изоритмические занятия направлены на развитие восприятия, развитие слухового внимания, развитие слуховой памяти. Эти занятия развивают также оптико-пространственные представления, навыки координации крупных и мелких движений, воспитывают чувство ритма и темпа. 

Развитие мелкой моторики пальцев, обучение сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, выработка воздушной струи, различение звуков на слух – основные методы формирования правильной речи ребёнка. 

Изоритмика в системе коррекционно-педагогической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей

Изоритмические игровые упражнения в первую очередь будут полезны для детей с общим недоразвитием речи: 

-недоразвитие высших психических функций;

-недоразвитие крупной и мелкой моторики;

-бедный словарный запас;

-несформированный грамматический строй речи;

-нарушение звукопроизношения. 

Занятия лучше всего проводить, учитывая индивидуальные возможности малыша. Не всем детям удастся сразу повторить за взрослым, даже легкие на первый взгляд четверостишья. Поэтому одно и то же четверостишие лучше повторять несколько раз, например 2-4 раза. При этом у ребёнка одновременно развивается координация пальцев рук, что стимулирует кору головного мозга. 

Встречается и такое, что детям старшего дошкольного возраста приходится занижать требования и заниматься по материалу средней или даже младшей группы. 

Отличные результаты дали проведенные исследования с применением изоритмических игровых упражнений. Исследования проводились в коррекционной школе VIII типа, где у детей, в большинстве случаев, отмечались нарушения общей, мелкой и артикуляционной моторики, движения были плохо скоординированы, наблюдался гипертонус, почти все учащиеся имели ОНР разной степени и расстройство темпо-ритмической, просодической стороны речи и т.п. 

Применение изоритмических упражнений в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями, может помочь преодолеть неуклюжесть в движении рук. Ребенок открывает новый мир, когда начинает расширять словарный запас, дает видение новых возможностей и взаимодействия объектов, позволяет установить грамматические закономерности в описании своих действий и поступков. 

Чтобы дети не уставали на занятиях, лучше проводить более эмоционально и быстро менять деятельность. 

Игровые упражнения в изоритмике используются в центрах, студиях и т.д. Вы можете использовать его и на свежем воздухе, когда выходите на прогулку. Дети приходят в восторг, рисуя предметы палочками на песке. 

Для того, чтобы овладеть изоритмикой, достаточно начать с самых простых объектов, где вы сопровождаете ритмическим проговариванием каждое движение руки. Если рисунок не сработает с первого раза, вы можете начать все сначала.

В процессе изоритмики вы можете использовать песочницу (ящик с песком или пескограф) из песка или манной крупы, коллекцию миниатюрных фигурок, доску (магнитную или рисовальную)и т. д. 

«СОЛНЦЕ»

Круг нарисуем мы с тобой

Смотри -один, два, три

Очень круглый, посмотри.

Теперь рисуем много линий.

Может назовём их лучами?

 

«ЦВЕТОК»

Мы нарисуем пять овалов,

А этот круг находится внутри.

Опустим стебель.

А вот и наш цветок. Смотри!

 

«ДОМ»

Нарисуем дом,  два окна в нём,

Треугольник -это крыша

Медленно рисуем,

Ай да крыша. Хороша!

 

«МЫШЬ»

Чтобы мышь нарисовать,

Полкружочка должен взять.

Впереди глаза, усы и нос.

Потом уши, лапы, хвост.

 Новизна данного метода заключается в создании условий для становления личности. Лексический принцип построения непосредственно учебной деятельности, играет важную функцию в активизации и расширении словаря, получении знаний об окружающем нас мире, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, обучении кратко и точно выражать мысли, укреплении знаний, полученных по лексическим темам, способствуя развитию памяти, внимания, мышления. 

Специалисты, которые используют данную технологию, становится свидетелями подлинных стихотворений — истории, основанных на образах, созданных детьми. 

Таким образом, такая современная технология, как изо-ритмы, может значительно улучшить речь у детей с ОНР. 

Последние статьи
30.06.2020
Изоритмика в системе коррекционно-педагогической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей
Одна из задач, с которой зачастую сталкиваются логопеды в коррекционно-педагогической работе, связана с общим недоразвитием речи у детей. Дошкольный возраст — важный промежуток в с...
Подробнее
01.07.2020
Поликодовые тексты в современных логопедических технологиях обучения детей связной речи
Поликодовые тексты представляют собой зашифрованные различными средствами сообщения. Кодовые знаки могут быть вербальными и невербальными, например, реальные объекты, модели, карти...
Подробнее
Комментарии