Статьи
30.06.2020

Изоритмика в системе коррекционно-педагогической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей

Одна из задач, с которой зачастую сталкиваются логопеды в коррекционно-педагогической работе, связана с общим недоразвитием речи у детей. 

Дошкольный возраст -важный промежуток в становлении личности ребенка, естественно в этот период ребенок учится применять красивую правильную речь.  Известно, что у детей с ОНР  не только проблемы с речью, но и не развиты высшие психические  функции: памяти, внимания и мышления. 

Обычно, детям с данной речевой патологией, трудно создать любой ритмический рисунок, соответственно лучше начать занятия с подготовки ритмических навыков, например, таких, как сочетания ритмической речи и  движения. Одновременно можно применять и уточнять такие понятия как: перед, за, после; начало, середина, конец; первый, последний, между. Эти понятия детям  обычно трудно усвоить без определенной помощи. Они не могут их понять и запомнить. 

Изоритмика – один из видов логоритмической работы, направленный на развитие речи у детей – логопатов и развитию мелкой моторики. Игровые упражнения на таких занятиях объединяют в себе движение пальцев рук, стихотворение и зрительную деятельность. Зрительная активность в жизни ребенка занимает важную роль. Рисование уравновешивает межполушарное взаимодействие и улучшает координацию глаз. 

Изоритмические занятия направлены на развитие восприятия, развитие слухового внимания, развитие слуховой памяти эти занятия развивают также оптико-пространственные представления, развивают навыки координации крупных и мелких движений, воспитывают чувство ритма и темпа. 

Развитие мелкой моторики пальцев, обучение сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, выработка воздушной струи, различение звуков на слух – основные методы формирования правильной речи ребёнка. 

Изоритмика в системе коррекционно-педагогической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей

Изоритмические игровые упражнения в первую очередь будут полезны для детей с общим недоразвитием речи: 

-недоразвитие высших психических функций;

-недоразвитие  крупной и мелкой моторики;

-бедный словарный запас;

-несформированный грамматический строй речи;

-нарушение звукопроизношения. 

Занятия лучше всего проводить, учитывая индивидуальные возможности малыша. Не всем детям удастся сразу повторить за взрослым, вроде бы даже легкие на первый взгляд четверостишья. Поэтому одно и то же четверостишиелучше повторять несколько раз, например  2-4 раза.  При этом у ребёнка одновременно развивается координация пальцев рук, что стимулирует кору головного мозга. 

Встречается и такое, что детям старшего дошкольного возраста приходится занижать требования и заниматься по материалу средней или даже младшей группы. 

Отличные результаты дали проведенные исследования с применением изоритмискихигровых упражнений. Проводились  исследования в коррекционной школе VIII типа, где у детей, в большинстве случаев, отмечались нарушения общей, мелкой и артикуляторноймоторики,  движения были плохо скоординированы, наблюдался гипо- и гипертонус, почти все учащиеся имели ОНР разной степени и расстройство темпо-ритмической, просодической стороны речи и т.п. 

Применение изоритмических упражнений в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями, может помочь преодолеть неуклюжесть в движении рук; ребенок открывает новый мир, когда начинает расширять словарный запас, дает видение новых возможностей  и взаимодействия объектов, позволяет установить грамматические закономерности в описании своих действий и поступков. 

Чтобы дети не уставали на занятиях, лучше проводить более эмоционально и быстро менять деятельность. 

Игровые упражнения в изоритмике используются в клубах, студиях… Вы можете использовать его и на свежем воздухе, когда выходите на прогулку. Дети приходят в восторг, рисуя предметы палочками на песке. 

Для того, чтобы овладеть изоритмикой, достаточно начать с самых простых объектов, где вы сопровождаете ритмическим проговариванием каждое движение руки. Если рисунок не сработает с первого раза, вы можете начать все сначала… Блестяще! 

В процессу изоритмикивы можете использовать песочницу (ящик с песком или пескограф) из песка или манной крупы, коллекцию миниатюрных фигурок, доску (магнитную или рисовальную)и т. д. 

“СОЛНЦЕ»

Круг нарисуем мы с тобой

Смотри -один, два, три

Очень круглый, посмотри.

Теперь рисуем много линий.

Может назовём их лучами?

 

“ЦВЕТОК”

Мы нарисуем пять овалов,

А этот круг находится внутри.

Опустим стебель.

А вот и наш цветок. Смотри!

 

«ДОМ»

Нарисуем дом,  два окна в нём,

Треугольник -это крыша

Медленно рисуем,

Ай да крыша. Хороша!

 

“МЫШЬ”

Чтобы мышь нарисовать,

Полкружочка должен взять.

Впереди глаза, усы и нос.

Потом уши, лапы, хвост.

 

Новизна данного метода заключается в создании условий для становления личности. Лексический принцип построения непосредственно учебной деятельности, играет важную функцию в активизации и расширении словаря, получении знаний об окружающем нас мире, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, обучении  кратко и точно выражать мысли, укреплении знаний, полученных по лексическим темам, способствуя развитию памяти, внимания, мышления. 

Специалисты, которые используют данную технологию, становится свидетелями подлинных стихотворений – истории, основанных на образах, созданных детьми. 

Таким образом, такая современная технология, как изо-ритмы, может значительно улучшить речь у детей с ОНР. 

Последние статьи
14.11.2016
Как вылечить задержку развития речи у ребенка 2-5 лет?
Задержка развития речи у детей (ЗРР) ставится малышам в разном возрасте. Если отклонение есть, то чем раньше это произойдет - тем скорее будут предприняты шаги для устранения  ЗРР....
Подробнее
21.02.2017
Что такое Дислексия и как лечить заболевание?
Дислекция является избирательным нарушением способности чтения. Однако на сегодняшний день существуют методы, с помощью которых может быть проведена коррекция дислексии. Данное явл...
Подробнее
Комментарии