Статьи
02.07.2020

Использование различных форм коррекционной работы с детьми с ОВЗ

Долгое время общество уделяло внимание не потенциальным возможностям проблемного ребенка, а его дефектам, которые приводили к дискриминации и изоляции. В настоящее время социальные перспективы для детей с ограниченными возможностями значительно меняются: основным и наиболее логичным направлением этой работы является интегративное образование, которое является многообещающим для всех детей, поскольку интегративный образовательный процесс включает в себя надлежащую организацию образовательных мероприятий. 

Число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) увеличивается каждый год. Они образуют гетерогенную группу по расстройствам здоровья и проявлениям языковых ошибок. Эта группа детей с различными нарушениями: слуха, зрения, речевого, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с серьезными нарушениями эмоционально-волевой сферы, с запаздыванием и нарушениями развития в комплексе. 

Многие дети с ОВЗ пассивны во всех видах деятельности, имеют слабы внимание и память. Им трудно планировать свои действия и сосредотачиваться. Некоторые имеют скудную информацию  и представления об окружающем мире, а интеллектуальные навыки развиты не полностью. Речь у таких детей с ярко выраженными элементами недоразвития словарного запаса, грамматики и фонетики.

Логопедия для ребенка с инвалидностью и забота  о его семье, тесно связана с моделью развития. Основное внимание в логопедической работе с детьми с ОВЗ уделяется его индивидуальным навыкам общения, возможности участвовать в жизни семьи и в социальной среде (ясли, сад, школа и т. д.), ведь инвалидность ведет к ограничениям в повседневной жизни ребенка и его семьи.

Кроме того, советы родителям, относительно их общения с ребенком, очень важны в начале терапии, поскольку коммуникативные и языковые навыки ребенка развиваются в динамическом диалоге с родителями. Использование речи облегчает ребенку участие в повседневных делах, в жизни общества, увеличивает его независимость и расширяет кругозор.

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ должна проводиться с учетом  особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, необходимо помочь ребенку освоить основную образовательную программу, обеспечить коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие методы работы: игры, упражнения, этюды, психокоррекционные методики и технологии, беседы с учащимися, организация деятельности (игра, труд, изобразительное искусство, конструирование и др.).

Основной формой обучения являются индивидуальные занятия, а также занятия в мини группе ( 2 -3 ребенка) с обязательным присутствием родителя.

Любая работа по корректировке отклонений и недостатков в развитии начинается с подробной диагностики и создания комплексной программы мероприятий, в которой задействованы все необходимые специалисты: врач, логопед, социальный педагог, психолог, родители и т. д.

Использование различных форм коррекционной работы с детьми с ОВЗ

Как показывает многолетнее изучение педагогической работы с дошкольниками, наиболее эффективным является обучение в игре. С помощью игры для ребенка воссоздается условная ситуация для усвоения общественного опыта (получение знаний, навыков, умений, опыт эмоционально – оценочной деятельности).

Поскольку у дошкольников с ОВЗ внимание, как правило, непроизвольное, имеются трудности концентрации, переключения, то применение коррекционно-развивающих игр становится для них особенно целесообразным, так как позволяет представлять информацию, задания в привлекательной форме.

Включение в логопедическую работу информационных и коммуникационных технологий, использование компьютерных программ повышает интерес к языковой терапии, растет мотивация, заинтересованность в получении новых знаний и поиске своей ниши, внесение вклада в общественную деятельность. 

Логопед строит работу таким образом, чтобы результаты деятельности детей-инвалидов были интересными и доступными для непосредственного окружения. Это может быть создание выставок творческих работ, поддержка в создании учебных пособий и многое другое.

Полезно включение в план занятий здоровьесберегающих технологий, таких как кинезиология (стимулирующая интеллектуальное развитие и двигательные навыки ребенка, межполушарное взаимодействие («кольцо», «кулак – ребро – ладонь», «лезгинка»), перо и Шариковые массажеры и т.д.)

Такие  упражнения позволяют активизировать различные отделы коры головного мозга и способствуют нормализации психики. В частности, улучшантся память, внимание, речь, пространственные представления, мелкая и крупная двигательная активность, снижается утомляемость, синхронизируется работа полушарий,  повышается стрессоустойчивость. Контроль облегчает процесс чтения и письма. Комплекс упражнений включает в себя растяжку, дыхательные, глазодвигательные, физические и упражнения на расслабление и массаж.

Дети с ОВЗ характеризуется наличием синкинезий, тонизирующих движений, мышечной слабости, неспособности рационально распределять мышечные усилия, неуклюжесть движений, недостаточное формирования праксиса и т. д. 

Хорошо известно, что такие дети испытывают трудности в рисовании и в работе со счетными палочками при обучении математике из-за несовершенства двигательных навыков. Это отражается на процесс ручного труда, моделировании, пространственной ориентации. 

Изменение мышечного тонуса вызывает утомление рук становится сложно долго удерживать карандаш или ручку. Недостаточная активность нервной системы делает движения неловкими, мешает их координации и плавности, что сочетаются с нарушениями зрительно-моторной координации. Следовательно, требуется целенаправленная работа по формированию сложно скоординированных движений и базовых графических навыков. 

Основным упражнением является рисование линии. Линия наносится на бумагу различными инструментами: простым или цветным карандашом разной твердости, шариковой ручкой, фломастером, специальным угольным стержнем, восковым мелом, пастелью, твердыми материалами, кистью для работы с гуашью.  

Следующие упражнения формируют тонко скоординированные графические движения: штриховка в разных направлениях с различной силой нажатия и амплитудой движения руки; окрашивание листа в разные стороны с и без ограничения окрашиваемой поверхности; контурное рисование, копирование; рисование на клетках и на другой ограниченной поверхности; графическая диктовка.

Техническая сторона письма, не смотря на предварительную подготовку, очень сложна: от детей требуются огромные умственные, физические и волевые усилия, поэтому рекомендуется продолжительность письма на этапе обучения составляет не более 5 минут. Каждый корректирующий урок должен сопровождаться специальной гимнастикой пальцев, сочетающих развитие всех пальцев (а не только первых трех пальцев, наиболее активных в упражнении и составляющих “социальную зону руки”) и движения рук тремя способами: сжатие, растяжение и расслабление. Гимнастика выполняется не менее двух раз по 2 – 3 минуты на каждый коррекционный сеанс.

Последние статьи
14.11.2016
Как вылечить задержку развития речи у ребенка 2-5 лет?
Задержка развития речи у детей (ЗРР) ставится малышам в разном возрасте. Если отклонение есть, то чем раньше это произойдет - тем скорее будут предприняты шаги для устранения  ЗРР....
Подробнее
21.02.2017
Что такое Дислексия и как лечить заболевание?
Дислекция является избирательным нарушением способности чтения. Однако на сегодняшний день существуют методы, с помощью которых может быть проведена коррекция дислексии. Данное явл...
Подробнее
Комментарии