Статьи
02.07.2020

Использование различных форм коррекционной работы с детьми с ОВЗ

Долгое время общество уделяло внимание не потенциальным возможностям проблемного ребенка, а его дефектам, которые приводили к дискриминации и изоляции. В настоящее время социальные перспективы для детей с ограниченными возможностями значительно меняются: основным и наиболее логичным направлением этой работы является интегративное образование, которое является многообещающим для всех детей, поскольку интегративный образовательный процесс включает в себя надлежащую организацию образовательных мероприятий. 

Число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) увеличивается каждый год. Они образуют гетерогенную группу по расстройствам здоровья и проявлениям языковых ошибок. Эта группа детей с различными нарушениями: слуха, зрения, речевого, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с серьезными нарушениями эмоционально-волевой сферы, с запаздыванием и нарушениями развития в комплексе. 

Многие дети с ОВЗ пассивны во всех видах деятельности, имеют слабые внимание и память. Им трудно планировать свои действия и сосредотачиваться. Некоторые имеют скудную информацию  и представления об окружающем мире, а интеллектуальные навыки развиты не полностью. Речь у таких детей с ярко выраженными элементами недоразвития словарного запаса, грамматики и фонетики.

Забота семьи с «особым» ребенком и коррекционная работа логопеда — дефектолога оказывают сильное влияние на модель развития ребенка. Основное внимание в логопедической работе уделяется индивидуальным навыкам общения, возможности участвовать в жизни семьи и в социальной среде (ясли, сад, школа и т. д.), ведь нарушения ведут к ограничениям в повседневной жизни ребенка.

Кроме того, советы родителям, относительно их общения с ребенком, очень важны, поскольку коммуникативные и языковые навыки ребенка развиваются в динамическом диалоге с родителями. Использование речи облегчает ребенку участие в повседневных делах, в жизни общества, увеличивает его независимость и расширяет кругозор.

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ должна проводиться с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей. Необходимо помочь ребенку освоить основную образовательную программу, обеспечить коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие методы работы: игры, упражнения, этюды, психокоррекционные методики и технологии, беседы с учащимися, организация деятельности (игра, труд, изобразительное искусство, конструирование и др.).

Основной формой обучения являются индивидуальные занятия, а также занятия в мини группе (2 -3 ребенка) с обязательным присутствием родителя.

Любая работа по корректировке отклонений и недостатков в развитии начинается с подробной консультации и создания комплексной программы мероприятий, в которой задействованы все необходимые специалисты: логопед, социальный педагог, психолог, невролог и т. д.

Использование различных форм коррекционной работы с детьми с ОВЗ

Как показывает многолетнее изучение педагогической работы с дошкольниками, наиболее эффективным является обучение в игре. С помощью игры для ребенка воссоздается условная ситуация для усвоения общественного опыта (получение знаний, навыков, умений, опыт эмоционально — оценочной деятельности).

Поскольку у дошкольников с ОВЗ внимание, как правило, непроизвольное, имеются трудности концентрации, переключения, то применение коррекционно-развивающих игр становится для них особенно целесообразным, так как позволяет представлять информацию, задания в привлекательной форме.

Включение в логопедическую работу информационных и коммуникационных технологий, использование компьютерных программ повышает интерес к занятиям, растет мотивация, заинтересованность в получении новых знаний и поиске своей ниши, внесение вклада в общественную деятельность. 

Логопед строит работу таким образом, чтобы результаты деятельности детей были интересными и доступными для непосредственного окружения. Это может быть создание выставок творческих работ, поддержка в создании учебных пособий и многое другое.

Полезно включение в план занятий здоровье сберегающих технологий, таких как кинезиология (стимулирующая интеллектуальное развитие и двигательные навыки ребенка, межполушарное взаимодействие («кольцо», «кулак — ребро —ладонь», «лезгинка»), перо и Шариковые массажеры и т.д.).

Такие  упражнения позволяют активизировать различные отделы коры головного мозга и способствуют нормализации психики. В частности, улучшается память, внимание, речь, пространственные представления, мелкая и крупная двигательная активность, снижается утомляемость, синхронизируется работа полушарий,  повышается стрессоустойчивость. Контроль облегчает процесс чтения и письма. Комплекс упражнений включает в себя растяжку, дыхательные, глазодвигательные, физические и упражнения на расслабление и массаж.

Дети с ОВЗ характеризуется наличием синкинезий, тонизирующих движений, мышечной слабости, неспособности рационально распределять мышечные усилия, неуклюжесть движений, недостаточное формирование праксиса и т. д. 

Хорошо известно, что такие дети испытывают трудности в рисовании и в работе со счетными палочками при обучении математике из-за несовершенства двигательных навыков. Это отражается на процесс ручного труда, моделировании, пространственной ориентации. 

Изменение мышечного тонуса вызывает утомление рук и становится сложно долго удерживать карандаш или ручку. Недостаточная активность нервной системы делает движения неловкими, мешает их координации и плавности, что сочетаются с нарушениями зрительно-моторной координации. Следовательно, требуется целенаправленная работа по формированию сложно скоординированных движений и базовых графических навыков. 

Основным упражнением является рисование линии. Линия наносится на бумагу различными инструментами: простым или цветным карандашом разной твердости, шариковой ручкой, фломастером, специальным угольным стержнем, восковым мелом, пастелью, твердыми материалами, кистью для работы с гуашью.  

Следующие упражнения формируют тонко скоординированные графические движения: штриховка в разных направлениях с различной силой нажатия и амплитудой движения руки; окрашивание листа в разные стороны с и без ограничения окрашиваемой поверхности; контурное рисование, копирование; рисование на клетках и на другой ограниченной поверхности; графическая диктовка.

Техническая сторона письма, несмотря на предварительную подготовку, очень сложна: от детей требуются огромные умственные, физические и волевые усилия, поэтому рекомендованная продолжительность письма на этапе обучения составляет не более 5 минут. Каждый корректирующий урок должен сопровождаться специальной гимнастикой пальцев, сочетающих развитие всех пальцев (а не только первых трех, наиболее активных в упражнении и составляющих “социальную зону руки”) и движения рук тремя способами: сжатие, растяжение и расслабление. Гимнастика выполняется не менее двух раз по 2 — 3 минуты на каждый коррекционный сеанс.

Методов и приемов для коррекции огромное множество, но в первую очередь важен индивидуальный подход. Самое главное в работе с «особыми» детьми — это регулярность, систематичность занятий и постоянное закрепление полученных результатов. Комплексные занятия со специалистами и упорный труд родителей помогут ребенку подтянуться в развитии и адаптироваться в социальной среде.

Последние статьи
14.11.2016
Как вылечить задержку развития речи у ребенка 2-5 лет?
Задержка развития речи у детей (ЗРР) ставится малышам в разном возрасте. Если отклонение есть, то чем раньше это произойдет - тем скорее будут предприняты шаги для устранения  ЗРР....
Подробнее
21.02.2017
Что такое Дислексия и как лечить заболевание?
Дислекция является избирательным нарушением способности чтения. Однако на сегодняшний день существуют методы, с помощью которых может быть проведена коррекция дислексии. Данное явл...
Подробнее
Комментарии