Статьи
18.03.2020

Использование приемов наглядного моделирования в работе с детьми с ОНР

Что такое наглядное моделирование?

Наглядное моделирование – это процесс создания моделей и воспроизведение важных свойств объекта, который изучается и выполнение работы с ним.

С одной стороны в логопедии подобный метод является обусловленным методом познания, а с другой – это целый учебный план с возможностью анализировать новые события и явления.

Метод наглядного моделирования довольно широко применяется в целях коррекционно-развивающего обучения детей, особенно у которых поставлен диагноз ОНР (общее недоразвитие речи).

Многолетняя практика в сфере логопедии показывает, что метод является эффективным, так как работа с наглядным материалом лучше усваивается ребёнком.

С помощью метода появляется возможность представить абстрактные понятия, такие как звуки, слова, тексты и научиться правильно их использовать.

У ребёнка становится более внимательным, наблюдательным, информация воспринимается лучше.

Из этой статьи вы узнаете какие виды метода наглядного моделирования бывают и какую пользу получает ребёнок.

Виды моделей и  преимущества

Наиболее активно в логопедической работе с детьми с ОНР применяются следующие виды моделирования.

Предметное моделированиеВсе изображения предстают в виде символов, силуэтов и контурных линий.

Модель является аналогом предмета, который изображён: расположение в пространстве, основные составляющие части предмета и их соразмерность.

Ребёнку проще усвоить подобный материал.

Предметно-схематическое моделированиеИзображения в виде абстрактных фигур, которые обозначают предмет.

Работа заключается в том, что ребёнок должен распознать уже знакомый предмет или персонаж.

Графические моделиМодели представлены в виде рисунков и схем: птицы, рыбы, природа и тд.

 

В процессе знакомства с моделями ребёнок познаёт графический способ получения и предоставления информации. Символами могут выступать:

  • Условные знаки.
  • Геометрические фигуры.
  • Изображения в виде символических рисунков.
  • Силуэты.
  • Предметные картинки.

Если говорить о развитии речи методами наглядного моделирования, то преимущества заключаются в следующем:

  • Дети дошкольного возраста склонны к быстрому утомлению и потере интереса к занятиям, но при этом они легко поддаются обучению. Метод наглядного моделирования повышает интерес и заниматься становится проще.
  • Дети лучше запоминают и воспринимают учебный материал, формируются навыки работы с памятью.
  • Когда обучение проходит с применением графических аналогий, происходит стимуляция мыслительных процессов. Ребёнок замечает главное, учится анализировать, упорядочивать в систему и применять полученные знания на практике.

Работа с мнемотехникой

Самым наиболее действенным методом наглядного моделирования остаётся мнемотехника.

Мнемотехника – это ряд методов и приёмов, которые позволяют развивать умственные способности: запоминание, увеличение объёма памяти, умение сохранять и воспроизводить полученный материал.

Какие же приёмы входят в мнемотехнику? Ответ в таблице ниже.

Работа с мнемодорожкамиЭто карточки с изображениями, которые с первого взгляда никак не связаны. Но в них заложен алгоритм последовательных действий, например, утренний распорядок: подъём, принятие душа, умывание и чистка зубов.

Глядя на картинки, ребёнок может сказать, какую зашифрованную информацию они несут.

Это могут быть стихи, сказки, скороговорки и тд.

Работа с мнемоквадратамиЭто схематический рисунок, обозначающий одно слово, фразу, характеристику или предложение, например, кислый, быстрый, яйцо, ваза и тд.

В данном случае ребёнок использует картинку как основу для запоминания.

Работа с мнемотаблицамиЭто схематическое изображение, которое несёт в себе  конкретную информацию.

Суть заключается в том, что на каждое слово или фразу придумывается картинка. Получается, что текст полностью отображается в схематичных зарисовках.

Когда ребёнок смотрит на такие зарисовки, информация запоминается легче.

Немного подробнее поговорим о мнемотаблицах.

За счёт такого подхода у детей обогащается словарный запас, они учатся пересказывать и составлять рассказы.

Решаются многие задачи:

  • Улучшается связная речь.
  • Развиваются и формируются речевые навыки.
  • Развивается мыслительная деятельность.
  • Ребёнок учится систематизировать полученную информацию.
  • Устанавливает причинно-следственные связи.

И главное, ребёнок учится планировать свою речь.

Задачи использования мнемотаблиц в логопедической работе

Мнемотаблицы в логопедической работе помогают выполнить ряд задач:

  • Обучение грамоте. Ребёнок запоминает, как выглядит буква и учиться различать буквы и звуки.
  • Развивается моторика артикуляционного аппарата и мимики.
  • Формируется фонетическая часть речи: символические и схематические изображения звуков.
  • Ребёнок учится различать поставленные звуки.
  • Автоматизация звуков.
  • Пополнение словарного запаса.
  • Формирование грамматического речевого строя.

Как понятно из статьи, метод наглядного моделирования помогает развивать не только речь, но и психические процессы. А обучение даётся намного легче и интересней.

Последние статьи
14.11.2016
Как вылечить задержку развития речи у ребенка 2-5 лет?
Задержка развития речи у детей (ЗРР) ставится малышам в разном возрасте. Если отклонение есть, то чем раньше это произойдет - тем скорее будут предприняты шаги для устранения  ЗРР....
Подробнее
21.02.2017
Что такое Дислексия и как лечить заболевание?
Дислекция является избирательным нарушением способности чтения. Однако на сегодняшний день существуют методы, с помощью которых может быть проведена коррекция дислексии. Данное явл...
Подробнее
Комментарии