Статьи
16.03.2020

Использование мнемотехники при обучении детей старшего возраста связному высказыванию.

Что такое модель в данном понимании?

Это схема, которая направлена на формирование правильного описания объектов, событий и отношений главных героев рассказа между собой. Это текстовая связь.

Работа с мнемосхемами и мнемотаблицами развивает:

  • Логическое мышление, ребёнок учится анализировать и структурировать.
  • Навыки построения собственных высказываний.
  • Способность живо и выразительно передавать свои чувства по отношению к предмету или герою рассказа.
  • Образное мышление.
  • Память любого вида: зрительная, слуховая, словесная, логическая, ассоциативная.

Как это работает?

Речь – это важнейшая составляющая интеллекта любого человека и она влияет все сферы жизнедеятельности. Особенно это важно, если мы говорим о ребёнке, а мнемотехника как раз позволяет развить все необходимые качества.

Вот что происходит, когда ребёнок занимается развитием речи с помощью мнемотаблиц и мнемотехники.

К примеру, есть несколько картинок с изображениями. Если их разложить по порядку, то получается выстроенная логическая история, где каждое событие следует друг за другом.

Это и есть последовательная модель рассказа. Когда ребёнок смотрит на изображения или схемы, то ему легче воспринимать и воспроизводить текстовую информацию.

Обучение детей

Когда ребёнок готовится к поступлению в школу (7 лет) его речь уже должна быть полностью сформированной и это является нормой.

В наше время многие детки страдают именно от речевых недостатков, поэтому в детских садах всё больше обращают внимание на сформированность речевых навыков.

К тому времени, когда ребёнок выпускается из детского сада, он должен уметь следующее:

  • Разумно применять 2000-3000 слов.
  • Уметь правильно трактовать и излагать свои мысли и мнение.
  • Правильно строить предложение, применяя все речевые составляющие.
  • Правильно применять устойчивые выражения.
  • Пояснять значение слов.
  • Уметь правильно вести диалог. Должно быть понимание того, что свою речь нужно произносить после собеседника, не перебивая его.
  • Уметь излагать предложения, формируя из них полноценный рассказ, описание, комментарии и даже то, чем занимался в выходные или летом у бабушки.

За всё время моей практики стало очевидно, что самые большие трудности связаны как раз с последовательным связным рассказом или пересказом. 

То, что ребёнок не видит смысловой связи при формировании рассказа, говорит о том, что есть трудности. Иногда могут сбивать с мысли разные детали и главная цель остаётся потерянной. Поэтому у ребёнка не получается построить понятный, логичный рассказ.

Использование мнемотехники позволяет выстроить обучение детей по плану и учит рассказывать о предметах и событиях по образцу.

Для большего удобства обучения старшеклассников и детей младшего школьного возраста мнемотехника поделена на 4 этапа.

Мнемотехническое запоминание

Предлагаю рассмотреть 4 этапа мнемотехнического запоминания.

I этап.

Кодирование информации                   в образы

Какие существуют методы кодирования:

  • Предметное кодирование. Цветные изображения объектов, персонажей, которые выполняют различные действия, цветные фигуры.
  • Графическое кодирование. Сюжеты изображаются с помощью схематических рисунков.
  • Схематическое кодирование. Является самым трудным. Применяются картинки и иллюстрации геометрических фигур разного цвета и размера. Такое кодирование больше подходит для обучения старшеклассников.

Схематический вид моделирования используется в случае хорошо развитой памяти, воображения и мыслительного процесса.

Для детей старших классов подбираются картинки, в которых присутствуют чёрно-белые цвета. Таким образом ребёнок не отвлекается на детали.

Перед занятием продумывается схема, которая будет отражать суть рассказа: таблица с графами для картинок, мнемодорожки (квадраты, которые соединяются стрелками), круг разделённый на неравные части (подразумеваются части текста) и в каждую помещаются символические картинки.

II этап.

Запоминание и формирование      связи образов      между собой и их последовательность.

После выбора моделирования ребёнок знакомится с текстом, на котором будет отрабатываться речь.

Целью является свободное чтение без пересказа содержания. Важно,чтобы у ребёнка возникло правильное восприятие прочитанного.

Затем определяется текстовая структура: начало/середина/конец.

Во время прочтения каждой части идёт проработка образов героев, их поступков и действий.

После прочтения всего текста устанавливается понимание прочитанного: контакты и связи персонажей, последовательность событий и логическое изложение материала.

Для этого задаются наводящие вопросы, ребёнок оценивает поведение и даёт характеристику героям, разбирает незнакомые слова, даёт предположения на тему: “Чтобы случилось, если бы…”

Для получения максимальной отдачи важно придерживаться следующих моментов:

  1. Внимание ребёнка. Текст читается с выделением интонаций и расставляются акценты в нужном месте, тогда внимание ребёнка будет максимально приковано к педагогу.
  2. После прочтения вопросы по содержанию задаются последовательно.
  3. На начальных этапах подбираются простые тексты, небольшие в объёме. Можно использовать уже знакомые для ребёнка рассказы.
III этап.

Пересказ

Изначально ребёнок должен быть нацелен на пересказ. Текст можно прочитать повторно и опираясь на схемы и символы ребёнок составляет пересказ.

На начальных этапах работа может быть совместной, а уже потом самостоятельной. 

IV этап.

Воспроизведение          и закрепление.

После пересказа, ребёнок пробует повторить по памяти таблицу педагога. 

Следующий этап подразумевает составление таблицы самому, выбирая нужные картинки и символы.

Эффективность метода

Эффективность использования мнемотехники заключается в применении наглядно- образного мышления, что относится к непроизвольному запоминанию.

Поэтому такой метод развития речи подходит детям любых возрастов.

При виде красивой картинки, мультфильма, рекламного ролика у ребёнка возникает ряд эмоций и интерес. Он без труда может рассказать, что увидел.

Но если говорить о пересказе стихотворения или текстового рассказа (ориентация на слух), то сделать это не просто.

Мнемотехника даёт возможность наглядно изучить материал (картинки), определить связь конкретных элементов текста и в целом помогает восприятию текста, поэтому обучение проходит намного легче.

Последние статьи
14.11.2016
Как вылечить задержку развития речи у ребенка 2-5 лет?
Задержка развития речи у детей (ЗРР) ставится малышам в разном возрасте. Если отклонение есть, то чем раньше это произойдет - тем скорее будут предприняты шаги для устранения  ЗРР....
Подробнее
21.02.2017
Что такое Дислексия и как лечить заболевание?
Дислекция является избирательным нарушением способности чтения. Однако на сегодняшний день существуют методы, с помощью которых может быть проведена коррекция дислексии. Данное явл...
Подробнее
Комментарии