Статьи
30.12.2019

Формирование готовности к школьному обучению детей с заиканием коммуникативной функции

Можно ли в школу с заиканием?

Заикание – это речевое расстройство, которому характерны постоянные повторы слогов и слов, а также пролонгация (удлинение) звуков. Ребёнок часто совершает паузы в речи и отличается нерешительностью.

Сейчас стала заметна тенденция на увеличение детей с различными формами отклонений. Особенно выделяются дети с нарушением коммуникативной функции речи (заикание).

На вопрос, можно ли такому ребёнку обучаться в обычной школе, ответ однозначный, можно. Ведь такие функции, как интеллект, слух, зрение в полном сохранном состоянии и по факту, ребёнок готов к школьному обучению.

Проблема в другом. Дети с заиканием, поступившие в общеобразовательную школу будут постоянно сталкиваться с трудностями в процессе обучения и личных взаимоотношениях.

Тот подход обучения, который применяется в ДОУ к детям с нормальным развитием, к сожалению, никак не подходит детям, у которых есть речевые дефекты.

В связи с этим, большинство деток поступают в школу с несформированной базой навыков, они вынуждены ощущать дискомфорт и неуверенность. Всё это влечёт за собой отставание в школьной программе.

В этой статье я предлагаю рассмотреть условия подготовки к школе детей с речевыми дефектами, а также узнать, какие игры для этого подойдут.

Условия, при которых подготовка к школе будет успешной

Формирование готовности детей с заиканием к обучению в школе зависит от комплекса педагогических условий. Комплекс будет иметь положительный эффект, если:

  • Будет обозначен уровень развития произвольного общения, особенности, а также уровень влияния окружающих людей на речевой дефект.
  • Определены показатели, которые дают характеристику уровня развития ребёнка во время общения со взрослыми, сверстниками. А также определяется отношение ребенка с заиканием к себе, то есть адекватность.
  • Будет разработана комплексная программа для развития коммуникативных речевых функций, которая позволяет развивать произвольное общение (важная составляющая готовности детей к обучению в школе).

Перед педагогом-логопедом стоит задача по выявлению особенностей развития ребёнка, в частности уровень произвольного общения.

Занятия для заикающихся детей

Готовность к школьному обучению для заикающегося ребёнка – путь не лёгкий. Занятия позволяют приобрести новые знания и навыки, как общие, так и речевые.

Ребёнок учится пользоваться самостоятельной речью, в которой нет места заиканию.

На занятиях у детей развивается в следующих направлениях:

  • Память.
  • Мыслительный процесс.
  • Познавательные интересы.
  • Восприятие окружающего мира и самого себя.

В процессе выполнения заданий, ребёнок учится отвечать на поставленные вопросы, отвечает в простой и развёрнутой форме, следит за темпом речи, громкостью, точностью и смыслом произнесённой речи.

Ребёнок учиться сосредотачивать внимание на важных вещах, активно принимает участие в диалогах, сдерживает импульсивные высказывания.

Главное, ребёнок начинает чувствовать, когда начать и когда закончить работу так, чтобы не отставать от сверстников. Старательная и последовательная работа помогает доводить дело до конца.

Для того, чтобы занятия проходили в эффективном режиме, применяются разные методические приёмы и игры, которые способны скорректировать заикание.

Последовательность развития навыков самостоятельной речи

Всю последовательность можно разделить на этапы.

I этап 

Ребёнок учиться применять простую самостоятельную ситуативную речь. Ответы на вопросы логопеда могут быть короткие или длинные. Важно, чтобы они были правильными по смысловой нагрузке.

На данном этапе логопед активно пользуется изображениями, которые помогают отвечать логично и точно.

 

II этап 

Этап подразумевает более сложные задачи на развитие ситуативной речи.

Ребёнок учиться отвечать одним словом или целой фразой (предложением), формулировать разные варианты ответов, составлять рассказ, ориентируясь сначала на вопросы логопеда, а затем и вовсе без них.

Постепенно занятия переходят к изучению элементарной контекстной речи.

 

III этап 

Ребёнок с заиканием обучается контекстной (связной) речи. При этом параллельно закрепляются навыки ситуативной речи.

Используются более сложные приемы обучения:

  • Самостоятельное составление рассказов без наглядной опоры и наводящих вопросов.
  • Проводятся беседы.
  • Проводится анализ проделанных работ.

 

VI этап 

На этом этапе идет закрепление всех форм речи, которые были усвоены ранее.

Отрабатывается логическая последовательность, умение свободно высказываться и изменять текст или сюжет, легко пользоваться речевыми средствами.

 

Ситуативная и контекстная речь увеличивают способности ребёнка в использовании самостоятельной речи.

Со временем ребёнок начинает разбираться и понимать, какой речевой материал ему нужно выбрать именно сейчас, а также увеличивается словарный запас.

Заикание – это не приговор. Да, ребёнок сталкивается с серьёзными проблемами коммукникации, но такой речевой дефект поддаётся корректировке.

Важно обратиться к специалисту до момента поступления в школу для того, чтобы избежать всевозможных неприятностей.

Пусть у ребёнка остануться только приятные воспоминания о школьном времени.

Последние статьи
14.11.2016
Как вылечить задержку развития речи у ребенка 2-5 лет?
Задержка развития речи у детей (ЗРР) ставится малышам в разном возрасте. Если отклонение есть, то чем раньше это произойдет - тем скорее будут предприняты шаги для устранения  ЗРР....
Подробнее
21.02.2017
Что такое Дислексия и как лечить заболевание?
Дислекция является избирательным нарушением способности чтения. Однако на сегодняшний день существуют методы, с помощью которых может быть проведена коррекция дислексии. Данное явл...
Подробнее
Комментарии